Эмпирик Секст
Секст Эмпирик/ Sextu Empiricus
Секст Эмпирик оспаривал возможность познания истины, не верил в существование бога и души, боролся с догматизмом в медицине и философии. |
Секст Эмпирик – знаменитый греческий учёный, живший в конце 2 в. н.э. Представитель эмпирической школы в медицине и скептической – в философии, он работал в Александрии и Афинах.
Секст Эмпирик оспаривал возможность познания истины, не верил в существование бога и души, боролся с догматизмом в медицине и философии. Его «Книга против астрологов» входит в состав обширного цикла «Против учёных» и является пятой книгой трактата «Против разных наук» (в других книгах этого трактата Секст Эмпирик выступает против грамматиков, против риторов, против геометров, против арифметиков и против музыкантов).
В сохранившихся сочинениях Секста Эмпирика— «Пирроновы основоположения» и «Против математиков» — содержится сводка всех аргументов, с помощью которых античный скептицизм опровергал представление «догматической» философии о возможности доказательного, неоспоримого знания. Доказывая невозможность каких-либо общеобязательных научных, теологических, этических и т. п. истин, Секст Эмпирик рекомендовал воздержание от всякого решения, знания, чтобы тем самым достигнуть душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и есть цель философии. Секст Эмпирик предлагал руководствоваться в жизни естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего обычным здравым смыслом.
Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, Секст Эмпирик утверждал: «Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки…». В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно СекстуЭмпирику, на обладание истиной, Секст Эмпирик утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности». Секст Эмпирик систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.
Скептик-философ Секст Эмпирик
В античной литературе нет более скудной биографии, чем то, что известно о Сексте Эмпирике. Строго говоря, мы совершенно ничего о нем не знаем. Известно, например, что он был учеником Геродота, одного из позднейших последователей Энесидема. Но кто такой этот Геродот – неизвестно. Секст Эмпирик упоминает о неком Менодоте. Но когда точно жил этот Менодот, мы тоже не знаем. Мы только знаем, что он был учителем учителя Секста Эмпирика, именно Геродота. Где-то около этого времени был и некий Фаворин, но о нем тоже ничего не известно. О других хронологически близких к Сексту Эмпирику фигурах говорит Эд.Целлер. По-видимому, не будет ошибкой, если мы отнесем деятельность Секста Эмпирика или к последней четверти II в. н.э. или вообще ко всей второй половине II в. и, может быть, даже с заходом в III в.
Место его рождения тоже неизвестно. Кое-кто из историков философии упоминает те места из Секста Эмпирика, где он в качестве примера для какого-нибудь географического соображения приводит Александрию. При строгом подходе к источникам подобного рода данные совершенно ничего не дают. Несколько больше дают тексты из самого Секста Эмпирика, где он говорит «у нас», предполагая свое отличие от других городов или государств. Может быть, еще больше говорит его противопоставление греков и варваров. Нет никаких оснований считать Секста Эмпирика не греком. Все это время было временем господства всемирной Римской империи, когда жители многих государств, в том числе Греции и Рима, достаточно перемещались. Поэтому многие греки носили римские имена, а многие римляне носили имена греческие. То, что слово "sextus" ("шестой") принадлежит латинскому языку, нисколько не делает Секста Эмпирика римлянином. Кроме того, сочинения его писались на греческом языке.
Относительно слова «Эмпирик» необходимо учитывать то, что позднейшие врачи, как, впрочем, и более древние, весьма не любили философии разума и различных априорных суждений, а базировались только на эмпирическом наблюдении. Поэтому в данное позднее время слова «врач» и «эмпирик» смешались в своем значении и врачей часто просто называли «эмпириками», а эмпириков «врачами». Поэтому «Эмпирик» в отношении нашего Секста уже давно перестало обозначать просто «врача», а стало таким его прозвищем, которое уже прямо вошло в состав его имени. В науке наименование «Секст Эмпирик» уже давно перестало быть указанием на его врачебную деятельность или даже просто его прозвищем. Сейчас оно звучит уже прямо как цельное имя, поскольку и вообще в те времена носили по два и по три имени.
Секст Эмпирик является единственным скептиком, от которого до нас дошли довольно обширные произведения. А так как Секст Эмпирик и вообще-то был одним из последних скептиков после шестисотлетнего существования скептицизма в античном мире (начиная с Пиррона), то его произведения являются наиболее зрелым и наиболее систематическим продуктом всей деятельности античных скептиков за много веков. Кроме того, цитируя или критикуя тех догматиков, на которых нападали скептики, Секст Эмпирик волей-неволей является главнейшим источником для истории всей вообще античной философии. С ним может соперничать, может быть, только Диоген Лаэрций по количеству сообщаемых им сведений о прежней философии. Но Диоген Лаэрций является в значительной мере беллетристом, анекдотистом и почти лишен всякой систематики, что и делает его трактат, может быть, более интересным, чем трактаты Секста Эмпирика, в смысле чтения. Но Секст Эмпирик абсолютно систематичен и питает отвращение ко всякой беллетристике. Это вполне абстрактный мыслитель, которого интересует только логическая последовательность критикуемых им теорий; все другие стороны этих теорий, а уж тем более личные особенности авторов этих теорий, совершенно его не интересуют.
Доводя скептицизм до его логического завершения, Секст Эмпирик не считал бесспорными также и все скептические аргументы против возможности знания.
Источники: