Энесидем
Энесидем/Enesidem
По Энесидему, невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Лучше всего отказаться вообще от всяких утверждений, т.к. только таким образом и можно достигнуть счастья. |
Энесидем - античный философ, последователь скептика Пиррона. Известен формулировкой десяти скептических аргументов («тропов») в пользу воздержания от суждения.
Первые пять тропов (или, по Диогену Лаэртскому, «апорий согласования видимого и мыслимого») сформулированы применительно к субъекту суждения: трудно судить, что же на самом деле истинно, когда 1) у различных живых существ представления об одних и тех же вещах различаются; 2) различны особенности восприятия различных людей; 3) чувства дают очень специфический срез опыта: яблоко одно, а глаз видит только его цвет, а вкус – только кислоту либо сладость; 4) судящий всегда пребывает в каком-либо состоянии (болезнь, страх, старость, любовь, печаль и т.д.), что влияет на его оценку; 5) судящий находится во власти определенных обычаев, верований и законов. Отсюда следует, что от суждения об истинности следует воздержаться.
Остальные пять тропов делают акцент на объекте суждения: 6) ничто не является в чистом виде, но всегда внутри определенной среды, что влияет на наше восприятие; 7) восприятие всех предметов искажаются пространством; 8) одинаковые вещи действуют по-разному в зависимости от их количества; 9) события по-разному воспринимаются в зависимости от их обычности или необычности; 10) все соотносительно, в т.ч. мыслимое – с мышлением, – таким образом, само по себе все непознаваемо. Аргументация Энесидема была суммирована позднее Агриппой в его пяти тропах.
По Энесидему, невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Лучше всего отказаться вообще от всяких утверждений, т.к. только таким образом и можно достигнуть счастья.
Энесидем: философ-скептик
Вопрос о времени жизни и деятельности Энесидема один из неясных вопросов античной историографии. Противоречия в сообщениях античных и византийских авторов Аристокла, Цицерона, Секста Эмпирика, патриарха Фотия и др. приводят к еще большим противоречиям опирающихся на них новейших исследователей. Часть авторов относят время деятельности Энесидема к 1 в. до н. э., другая к началу нашей эры. Заслуживающее некоторого внимания сообщение Фотия, согласно которому свой главный труд Энесидем посвятил другу Цицерона, римскому академику Туберону, плохо вяжется не только с полным умолчанием Цицерона об Энесидеме, но и с сохранившимися достаточно многочисленными суждениями Цицерона о
пирронизме, который в его глазах есть учение уже мертвое, прекратившее свое развитие.
Энесидем происходил из Кносса на острове Крит, деятельность его протекала в Александрии. Кроме главного сочинения «Восемь книг пирроновых речей», известного нам по изложению в «Энциклопедии Фотия», источники называют сочинения Энесидема «О мудрости», «Об исследовании», а также «Пирроновские очерки».
Замечательной чертой учения Энесидема и его последователей было то, что все они, как указывает Секст, видели в скептицизме путь, ведущий к материалистической физике Гераклита. И действительно, положению Гераклита, будто противоположное существует в отношении того же самого, должно, согласно Сексту, предшествовать утверждение, что противоположное прежде всего кажется противоположным в отношении одного и того же. Именно такой способ мышления является, по Сексту, предпосылкой, общей всем людям, общей «материей», которой пользуются не только скептики, но и другие философы и даже все неученые люди. Согласно Сексту, Энесидем примыкал к Гераклиту не только в этой общей предпосылке, но и в учении о природе души, об истине как о том, что является всем одинаково, о тождестве и различии целого и части, о видах движения, о сущности тел и делимости времени, о воздухе как о первичной стихии души.
Ко времени деятельности Энесидема скептицизм пресекается в прямой традиции пирронизма, но начинает господствовать в так называемой Новой Академии. Здесь он, опираясь на гносеологическое учение Платона о текучести и противоречивости чувственного познания, нашел влиятельных продолжателей в лице Арксесилая и Карнеада. Поэтому в. первой книге «Пирроновых речей» Энесидем рассматривает различие между той формой, которую скептицизм принял в Академии, и пирронизмом в собственном смысле этого понятия. То же различие исследует и анализирует поздний античный историк и теоретик скептицизма Секст, прозванный Секстом Эмпириком. Когда академические скептики обсуждают противоречащие друг другу оценки предметов, они высказывают эти оценки с убеждением, что, по всей вероятности, то, что они называют, например, хорошим или дурным, скорее является именно таким, чем противоположным. Напротив, скептики, говоря о вещи как о доброй или дурной, не стремятся подчеркнуть, какую из противоположных оценок они считают более вероятной, но, не высказывая своего мнения, «следуют жизни», чтобы не быть бездеятельными. В то время как академики признают что-нибудь в согласии с обычаем и обыкновенно в согласии с собственной сильной склонностью и желанием, скептики говорят лишь о простом «следовании», «без решительной склонности» и «без горячего отношения».
Вторая книга Энесидема посвящена выяснению известных уже элеатам противоречий, таящихся в понятиях движения, изменения, рождения и гибели. Третья книга рассматривает чувственное восприятие и мышление. Четвертая доказывает невозможность познания богов, познания природы, а также равносильность противоположных суждений, говорящих о восприятиях, которые означают нечто такое, вместе с чем они не воспринимаются никогда в одном и том же представлении. Пятая книга содержит критику понятия причинности. Под причиной обычно понимают то, благодаря чему, когда оно действует, происходит еще некоторое действие.
Анализируя понятие причины во всех его видах, Энесидем приходит к скептическому выводу, согласно которому одинаково вероятно как и то, что причина существует, так и то, что она не существует. Причина существует, так как если бы ее не было, то все могло бы происходить из всего, и притом как попало лошади могли бы рождаться от мышей, слоны от муравьев, в египетских Фивах мог бы идти обильный снег и дождь, а южные области были бы лишены дождя и т. д. Если бы причины не существовали, то невозможно было бы понять, каким образом происходило бы увеличение, уменьшение, рождение и гибель, вообще движение, каждое из физических и душевных действий, управление всем объемлющим нас миром и все остальное.
Источники: