Эпихарм
Эпихарм/ Epicharm
Ничего не стоит тот, кому не завидуют. Эпихарм |
Эпихарм — древнегреческий — философ-досократик , поэт и комедиограф. Сочинения: «записки о природе», «гномические изречения», «рассуждения о медицине», автор 52 драм; от его многочисленных сочинений сохранились фрагменты, разбросанные в трудах других авторов древности.
Аристотель приписывает ему большую роль в истории развития комедии, указывая, что Эпихарм первый стал создавать комические пьесы с целостным и законченным действием. До нас дошли только заглавия и незначительные фрагменты. Эпихарм писал на местном дорийском диалекте и разрабатывал ту пародийно-мифологическую и бытовую тематику, которая была намечена в фольклорной дорийской драме. В его произведениях часто появлялся Геракл, а также Одиссей, который становился комической фигурой, героем-плутом. Найденные в Египте папирусные отрывки «Одиссея-перебежчика» показывают, что сюжет этой комедии был основан на гомеровском рассказе о том, как Одиссей пробрался лазутчиком в Трою. У Эпихарма он и не думает попасть в Трою, а прячется в ров и там сочиняет все те небылицы, которые он потом расскажет грекам о своем пребывании во вражеском стане.
Пьесы Эпихарма, короткие, насчитывающее самое большее 400 стихов, были скорей фарсами, чем собственно комедиями, и максимально приближались к миму, от которого они вели свое происхождение. В них отсутствует хор, совершенно нет фрагментов, написанных лирическими метрами, а только ямбические триметры, трохеические тетраметры и анапесты. Язык комедий Эпихарма представляет собой литературный дорийский диалект. Предназначались эти комедии для достаточно образованной публики; на это указывают многочисленные сентенции и философские рассуждения в пифагорейском духе, а также пародии на стиль Гомера.
Эпихарм утверждал, что драчливого барана можно усмирить, если просверлить ему рога около ушей, в том месте, где они выгибаются.
Диoген Лаэртий говорит о том, что Платон много позаимствовал у комедиографа Эпихарма, списав у него большую часть своих сочинений.
Эпихарму приписывается составление поваренной книги.
Древнегреческий философ Эпихарм
Считается, что Эпихарм родился на острове Кос в 550-530 году до Р.Х., однако, еще находясь в младенческом возрасте (около 3 месяцев) он вместе со своим отцом Гелофалесом переселился в Сицилийскую Мегару, где и провел всю свою оставшуюся жизнь. При тиране Гелоне Эпихарм переселился в Сиракузы, возможно, после разрушения Мегары Гелоном, но в таком случае, Эпихарм оказался в Сиракузах уже в весьма преклонном возрасте. Эти сведения вызывают некоторое сомнение, так как известно, что прославился Эпихарм именно в Сиракузах, как автор комедий, и многие древние авторы именно Эпихарма называют создателем сицилийской комедии. Возможно, именно поэтому Диоген Лаэрций просто сообщает, что Эпихарм из Мегар переселился в Сиракузы, не уточняя дату этого переселения.
Умер Эпихарм глубоким стариком в возрасте 90 или 97 лет. Феокрит сообщает, что на его статуе в сиракузском театре была такая надпись:
«Открывший комедию Эпихарм — дорянин по речи и по происхождению.
О, Вакх, здесь вместо его самого поставили его медную статую.
В Сиракузах, огромном городе, ее поставили сограждане своему мужу;
Помня мудрые изречения его, должно воздавать ему по заслугам.
Дело в том, что он высказал много полезного юношам для жизни.
Великая благодарность ему»!
Диоген Лаэрций приводит другой вариант надписи на статуе Эпихарма, правда, это могла быть другая статуя и в другом месте:
«Настолько великий свет солнца отличается от света звезд,
И насколько сила моря больше силы рек;
Насколько, говорю я, превосходил всех мудростью Эпихарм,
Которого увенчала эта родина сиракузян».
Эпихарм учил о природе вечных вещей, которой присущи подобие самой себе и вечная самотождественность; через познание первообразов человек приобщается к вечно существующему, уподобляясь познаваемому. В частности Эпихарм придумал остроумный аргумент о растущем человеке, который является не одним человеком, а многими на том основании, что он изменяется со временем. Он рассуждал следующим образом по Гераклиту: если всё течёт и изменяется и в одну реку нельзя войти дважды, то сущности становятся то такими, то другими. Эпихарм высмеял это учение в комедии: заимодавец требует назад долг, а должник отрицает, что он тот же самый, поскольку в нём одно прибавилось, а другое убавилось. Когда же заимодавец избил его и был привлечён к суду, то сам в свою очередь стал говорить, что бил-то один, а к суду привлекли другого.
Никто не отрицает связи философских взглядов Эпихарма с учением пифагорейцев, но большинство ученых все же полагают, что Эпихарм с самого начала рассредоточил свое учение по многочисленным комедиям, опасаясь преследований со стороны тиранов, правивших на Сицилии.
Сохранившиеся фрагменты подтверждают основательное знакомство Эпихарма с учением Пифагора, поэтому многие ученые полагают, что Эпихарм находился под прямым влиянием его учения и был его последователем. Однако считать Эпихарма пифагорейцем было бы слишком смело, так как он был комедиографом, что не очень-то согласуется с учением Пифагора. Кроме того, во-первых, Эпихарм в некоторых фрагментах прямо отрицает некоторые положения учения пифагорейцев, а, во-вторых, часто высказывает свои оригинальные суждения, которые отсутствуют у пифагорейцев.
Источники: