Эпименид
Эпименид/ Epimenid
Эпименид в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. |
Эпименид — древнегреческий жрец, философ и провидец.
Эпименид Критский долгое время проспал в пещере Зевса на горе Ида; он постился и пребывал в продолжительных экстатических состояниях. Пещеру он покинул обладателем «великих мудростей», а именно, определённой экстатической техники. Путешествуя повсюду, он предсказывал будущее, разъяснял скрытый смысл прошлого и очищал города от миазмов, порождённых преступлениями.
Легенда о его сне выглядит так: однажды отец послал его в поле за пропавшей овцой. Когда наступил полдень, он свернул с дороги, прилег в роще и проспал там пятьдесят семь лет. Проснувшись, он опять пустился за овцой в уверенности, что спал совсем недолго, но, не обнаружив ее, пришел в усадьбу и тут увидел, что все переменилось и хозяин здесь новый. Ничего не понимая, он пошел обратно в город; но когда он хотел войти в свой собственный дом, к нему вышли люди и стали спрашивать, кто он такой. И только отыскав своего младшего брата, уже дряхлого, он узнал от него, в чем дело. А когда об этом пошла слава между эллинов, его стали почитать любимцем богов.
Эпименид – любимец богов
Эпименид родился в VII веке до н. э. на острове Крите, в городе Фесте, жил потом в Кноссе; в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. Античная традиция причисляет Эпименида к семи мудрецам.
По словам Аристотеля, он не предсказывал будущего, но разъяснял тёмное прошлое. Сообщается об особом космогоническом учении его. Когда афиняне после восстания Килона хотели очиститься от Килонова проклятия, они пригласили Эпименида для принесения очистительных жертв (в 596 до н. э.); Эпименид совершил жертвоприношения и в вознаграждение взял только ветвь с маслины, посвящённой Афине.
По позднейшему преданию, Эпименид юношей заснул в зачарованной пещере и проснулся лишь через 57 лет (миф, лёгший в основу «Пробуждения Эпименида» Гёте).
Исторически известный Эпименид умер в преклонной старости (якобы 154 лет), на Крите.
Некоторые учёные отрицали существование Эпименида.
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Новом Завете у апостола Павла в Послании к Титу), приводимый издавна в логиках в пример логического круга, ввиду критского происхождения самого Эпименида. Ему принадлежат и другие слова апостола Павла: «…ибо мы Им живём и движемся и существуем…».
Эпименид сочинил «Происхождение куретов и корибантов» и «Феогонию» в 500 строк, а также о построении Арго и отплытии Ясона в Колхиду 6500 строк. Написал он также в прозе «О жертвоприношениях в критском государственном устройстве» и «О Миносе и Радаманфе» до 4000 строк; а в Афинах основал храм Благих Богинь, как о том сообщает Лобон Аргосский в книге «О поэтах». Говорят, он был первым, кто стал воздвигать храмы и очищать дома и поля. Так рассказывает об Эмениде Диоген Лаэртский.
Было и двое других Эпименидов: второй - генеалогический писатель и третий - писавший в Родосе на дорийском наречии.
Источники: