Рерих Елена
Елена Рерих/ Elena Rerich
Многие последователи Николая Рериха считали себя обязанными в первую очередь его жене Елене Ивановне Рерих, от которой они получали глубокие духовные уроки, как из ее жизни, так и из ее сочинений |
Елена Ивановна Рерих стала знаменитой благодаря своим сочинениям о Будде, о Сергии Радонежском, переводам «Тайной Доктрины» Елены Петровны Блаватской и писем Махатм, которые составили книгу «Чаша Востока». Она собрала и издала «Криптограммы Востока». О ее влиянии на Старый и Новый свет свидетельствует двухтомник ее писем, изданный в 1940 году в Риге.
Куда только ни уводит нас мистический дар Елены Ивановны. На высокогорные хребты, тибетские плоскогорья и обледенелые перевалы, в зыбучие пески пустыни Гоби. И наконец, в цитадель Иерархии Света, в священную обитель любви, знания, совершенства, чистоты - Шамбалу. В ту легендарную страну, о которой писал Николай Рерих: «Для одних Шамбала есть истина, для других Шамбала есть утопия. Для одних Шабалы Владыка есть Старец, для других Шамбалы Владыка есть явление Довольства. Для одних Шамбалы Владыка есть украшенный Идол, для других Шамбалы Владыка есть Руководитель всех планетных духов. Но мы скажем - Шамбалы Владыка - Огненный Двигатель Жизни и Огня Матери мира».
В самом деле Елена Ивановна Рерих была центром духовного движения, связанного с распространением по миру и постижением Учения Живой Этики, Учения Агни Йоги.
Красота Елены Ивановны не была единственной причиной ее притягательности и очарования. Ее внутренний мир был изначально настолько артистичен, богат и совершенен, что она, претерпевая на своем жизненном пути различные невзгоды и испытания, год от года становилась духовно все сильнее и сильнее. Ее жизнь проходила в движении и созерцании, в литературном труде и воспитании детей. Вместе с тем, Елена Ивановна была постоянной спутницей Николая Константиновича в его путешествиях. Это и поездки с ним по древним русским городам в 1903-1904 годах, и пятилетняя Центрально-азиатская экспедиция, в посещение Риги, Нью-Йорка, других городов Старого и Нового Света, где уже находились или создавались общества друзей Н.К. Рериха.
Велика роль Елены Ивановны в создании Пакта Рериха, по условиям которого договаривающиеся стороны обязуются во время вооруженных конфликтов поддерживать и защищать материальные культурные ценности.
Много заветов оставила она нам. И в своих письмах, и в книгах. Вот один из них, чуть ли не главнейший, завет-пророчество: «Битва Армагеддона» не может быть только победоносным шествием, ибо в нее вовлечены Силы Великие, как с той, так и с другой стороны. Победа Светлых Сил непреложна. Они идут с Космическим Магнитом, который ведет и привлекает в действие силы величайшие, против которых, конечно, не могут устоять силы темные. Стихия огня чистого палит их. Но нужно дожить до этого срока».
Елена Рерих – «свет утренней звезды»
Урусвати (с санскрита это означает «свет утренней звезды») – это имя Елена Рерих получила за свой духовный творческий подвиг. Ведь она взяла на себя, казалось бы, невыполнимое обязательство - быть предвестницей нового счастливого Дня человечества, быть посредницей между нами, обыкновенными смертными, и мудрецами Востока, теми, кого она и ее муж называли Учителями Человечества, Махатмами, Иерархами Света, Великими Владыками, Владыками Шамбалы.
Елена Ивановна родилась 12 февраля 1879 года в Петербурге, в дворянской семье академика архитектуры И.И. Шапошникова. По материнской линии она принадлежала к старинному роду Голенищевых - Кутузовых и была правнучкой великого М.И. Кутузова.
С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.
В 1899 году в имении своей тети княгини Е. В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н. К. Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным.
Многие картины Н. К. Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское». В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.
В августе 1902 года у них рождается сын Рерих Юрий Николаевич, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го — Рерих Святослав Николаевич, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.
Е. И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. Н. К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами.
Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е. И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики — новой философской системы, представляющей собой целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е. И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.
Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е. И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.
В Америке под руководством Н. К. Рериха и при непосредственном участии Е. И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н. К. и Е. И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни.
С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности.
В 1926 году в Монголии (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была опубликована рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма». В этой книге трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения, которое опровергает один из основных стереотипов западного мышления о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе. В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Живой Этики — «Община».
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» — «Свет Утренней звезды». Е. И. Рерих избирается его почетным вице-президентом и принимает самое деятельное участие в организации его работы. Здесь, в Кулу, Елена Ивановна вновь посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — книгами Живой Этики — и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии — Живая Этика — связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е. И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти сочинения (или апокрифы, то есть тексты, не вошедшие в канонические писания) передают легендарные и исторические события давно минувших дней, рассказывают о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой и трепетной любовью к подвижнику.
Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Е. И. Рерих перевести на русский язык «Тайную Доктрину» — выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранные письма Махатм («Чаша Востока»), что позволило познакомить русскоязычного читателя с этими важнейшими теософскими произведениями.
Особое место в наследии Елены Ивановны Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» представляют собой блестящий образец ее индивидуального творчества. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е. И. Рерих являются необходимой и неотъемлемой частью самой Живой Этики.
Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих в настоящее время издается Международным Центром Рерихов. В них публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934—1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 22 стран, включая США.
В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Е. И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» — повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. Страна отказала своей великой дочери во въезде. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.
Источники: