Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Филолай

Филолай/ Filolay

Филолай   «Мнение его было, что все рождается неизбежностью и ладом. Он первый сказал, что земля движется по кругу». (Диоген Лаэртский о Филолае)


Филолай – древнегреческий философ-досократик, ученик Пифагора, современник Сократа и Демокрита.

Автор трактата «О природе», известного по фрагментам. Согласно легендарной традиции, был первым, кто опубликовал пифагорейское учение, ранее устное и тайное. Пользовался большим авторитетом у Платона, который приобрел его книгу и, как пишет Диоген Лаэртий, якобы «списал из нее «Тимея».

Для Аристотеля сочинение Филолая было основным источником знакомства с пифагорейской традицией.

По учению Филолая, космос состоит из предела, беспредельного и упорядочивающей их гармонии. С понятием числа количественной определенности связывает саму возможность человеческого познания. В астрономии он выступил с новым пониманием структуры небесной сферы: в центре ее, по Филолаю, находится не Земля, а Гестия, огненное тело, первым возникшее в процессе космогонии. Вокруг нее по кругам равномерно вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных звезд. Помимо астрономии, интересовался также арифметикой, геометрией, гармоникой и физиологией живых организмов (функции мозга, причины болезней и т.п.).

В диалоге «Федон» Платон ссылается на мнение Филолая о недопустимости самоубийства.

Философ Филолай: жизнь и мировоззрение

Родиной Филолая иногда называют Тарент или Гераклею в Южной Италии (Великой Греции), но более распространено изложенное Диогеном Лаэртским утверждение о том, что философ происходил из Кротона (поэтому в литературе его часто называют Филолаем из Кротона). Филолай вёл образ жизни странствующего философа, много путешествовал по Сицилии и Южной Италии.

Когда демократическая партия в Метапонте восстала против пифагорейцев и сожгла здание, в котором проходили их собрания, Филолай бежал в Луканию; позднее, спасаясь от преследований, он переселился в Фивы, где жил ещё незадолго до смерти Сократа. Вернувшись в Кротон, он якобы достиг высокого положения, но был убит демократами, которые подозревали его в стремлении к тирании.

Непосредственными учениками Филолая были:Ксенофил Халкидский, Фантон,Эхекраз,Диокл и Полимнест (последние четыре — уроженцы Флиунта).

Считается, что Филолай — первый из последователей Пифагора, обнародовавший их учение о природе и строении Вселенной. Главное произведение Филолая, «О природе», сохранилось до нашего времени в отдельных фрагментах. По просьбе Платона это сочинение было куплено для него Дионом в Сицилии: от Платона оно перешло к Спевзиппу, а от последнего к Аристотелю.

Произведение Филолая состояло из трёх книг:

в первой излагалось учение περί κόσμου (ο гармонии и космологии),

во второй — περί φύσεως (о числе и о его значении в мирообразовании),

в третьей — περί ψυχής (о душе и душепереселении).

До нашего времени дошли с именем Филолая значительные отрывки на дорическом наречии, являющиеся, наряду с критикой Аристотеля, главными источниками для изучения пифагореизма. Относительно их подлинности в научной литературе происходили споры: Бек в своём исследовании считает их подлинными; Целлер, за немногими исключениями, также признает их подлинность. Розе вовсе отвергает значение этих отрывков. Шааршмидт считает их неподлинными и произведение, от которого они уцелели, относящимся к первому или второму веку до н. э. К воззрениям Шааршмидта близко стоят Ибервег, дающий весь свод свидетельств о Филолае без какого-либо определённого вывода, Тило и Ротенбюхер.

Согласно Аристотелю, Филолай первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана концентрическим движением планеты вокруг воображаемого центра Вселенной. Византийский историк Стобей приводит описание системы мира Филолая: в центре Вселенной находится Центральный огонь (Гестия, Очаг Вселенной, Дом Зевса, Мать Богов) — вымышленный незатухающий огонь, освещающий весь мир. Вокруг Центрального огня вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце и пять известных древним планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Наконец, на последней сфере находится Объемлющий огонь, представляющий собой совокупность неподвижных звёзд.

Введённое в системе Филолая вымышленное небесное тело, обозначаемое вслед за другим пифагорейцем, Гикетом Сиракузским, как Антиземля (Антихтон), располагалось на ближайшей к Центральному огню орбите. Антиземля не наблюдается с Земли; отсюда следует, что Антиземля и Земля (так же, как Земля и Луна) движутся синхронно, сохраняя относительно друг друга неизменное положение. Кроме того, из гипотезы Филолая следовало, что Земля всегда обращена к центру Вселенной одной стороной (подобно Луне по отношению к Земле), иначе наблюдатель был бы способен наблюдать Центральный огонь с любой точки Земли. Получалось, что Греция, как и вся Ойкумена, находится на обратной стороне Земли и освещается исключительно светом Центрального огня, отражённым Солнцем. Филолай считал, что Солнце стекловидно или изготовлено из материала, отражающего свет сходным образом. Таким образом, в его системе мира Солнце выступает в роли зеркала, отражающего чужой свет.

Как и Анаксагор, пифагорейцы, включая Филолая, допускали обитаемость планет. В частности, они считали, что Луна населена растениями и животными подобно Земле, причём лунные животные якобы крупнее земных в пятнадцать раз. В качестве объяснения этому пифагорейцы ссылались на то, что на Луне день будто бы длится в 15 раз дольше, чем на Земле. Примечательно также то, что Луна в системе Филолая считалась не спутником Земли, а отдельной планетой.

При всех её недостатках и фантастичности, значение теории Филолая о строении мира состоит в том, что в его построениях впервые признавалось движение Земли, которая уже не помещалась в центр Вселенной (впервые она была смещена оттуда ещё современником Пифагора Парменидом из Элеи). Вероятно, она повлияла и на Аристарха Самосского, впервые выдвинувшего теорию гелиоцентрической системы. Ссылки на Филолая, поставившего под сомнение геоцентрическую систему мира задолго до её окончательного оформления в трудах Аристотеля и Птолемея, и других пифагорейцев приводит в своём главном труде «О вращениях небесных сфер» основоположник Николай Коперник.

Источники:

http://www.krugosvet.ru

http://www.peoples.ru

http://society.polbu.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Эпиктет

Вместо того, чтобы освещать и направлять свою жизнь разумом, мы наваливаем на себя множество посторонних забот.

 

Сделать стартовой