Франк Филипп
Филипп Франк/Filipp Frank
Всякий прогресс в науке есть прогресс в нашем познании управления мира Богом. Ф. Франк |
Филипп Франк (1884-1966) – физик, философ, специализировался в области математической физики. Принимая активное участие в работе Венского кружка, вместе со Шликом создал серию книг «Очерки научного мировоззрения», сыгравших большую роль в формировании современного позитивизма.
Для него, как и для некоторых других представителей неопозитивизма, характерно эклектическое сочетание эмпиризма с априоризмом и с признанием сверхчувственного аспекта некоторых категорий (пространство, время и др.).
Филипп Франк писал: «В XIX веке произошло разобщение ученых и философов. Ученые смотрели с некоторой подозрительностью на философские спекуляции, которым, казалось, слишком часто не хватает точных формулировок и которые тщетно бьются над неразрешимыми проблемами. Философы в свою очередь больше не интересовались специальными науками, потому что их результаты казались им имеющими слишком ограниченный характер. Это разобщение, однако, принесло вред как философам, так и ученым. (автор цитирует Луи де Бройля)…
На основании всех этих соображений следует, что всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XX века, должен хорошо освоиться с философской мыслью. Но он скоро убедиться, что это относиться и к всестороннему пониманию науки, существовавшей в любой период истории».
Философ Филипп Франк
Франк Филипп (20.3.1884, Вена, – 21.7.1966, Кембридж, Массачусетс), австро-американский философ и физик, представитель неопозитивизма.
С 1912 профессор теоретической физики Пражского университета, в 1938 эмигрировал в США; был профессором математической физики и философии науки Гарвардского университета.
Взгляды Франка сложились под влиянием идей Э. Маха, А. Пуанкаре и П. Дюгема. В 20–30-е гг. примыкал к Венскому кружку и к движению логического позитивизма. В центре исследований Франка – анализ исходных понятий физики; в соответствии с принципом верификации он противопоставлял конкретно-научное содержание физической теории её философским истолкованиям. Считал, что в современную эпоху философия становится философией науки, способной преодолеть разрыв гуманитарной и естественнонаучной сфер. Франк занимался также теорией относительности, критикой витализма и вопросами логики науки.
Франк - преемник Эйнштейна на кафедре теоретической физики Немецкого университета в Праге, который часто посещал своего предшественника в Берлине. Впоследствии он описывал, как проходили лекции Эйнштейна в 20-е годы.
«Когда в те времена иностранцы прибывали в Берлин, – писал Франк, – и хотели осмотреть все достопримечательности: Бранденбургские ворота с богиней Победы, Аллею победы со статуями прусских князей, знаменитые театральные постановки Рейнхардта, универмаг Вертгейм, парковые ресторанчики на берегах живописных озер пригорода, то часто в этот список они включали и живую достопримечательность Берлина, о которой они так много читали в своих газетах, знаменитого Эйнштейна. Причем зачастую многие даже не знали определенно, физик ли он, математик, философ, мечтатель или кто-то еще. Знали только, что он говорит о вселенной такие вещи, каких не говорил никто другой до него».
В своей работе «Философия науки. Связь между наукой философией» Франк подводит итог своих взглядов на философию научного познания. Автор рассматривает философию науки как «потерянное связующее звено» между наукой и философией и стремится не только дать философские интерпретации научных дисциплин, но и установить связи последних с историческими направлениями философии, такими как идеализм и материализм. В книге весьма полно изложены позитивистские концепции по вопросам философии естествознания и со всей ясностью выступают основные черты позитивистской философии со всеми ее особенностями и противоречиями.
Источники: