Фреге Готлоб
Готлоб Фреге/ Gottlob Frege
В целом Г. Фреге внес несомненно весомый вклад не только в развитие математики и логики, но и общей методологии науки. |
Фреге - (1848-1925), немецкий математик, логик и философ.
Сформулировал идею логицизма, то есть направление в основаниях математики и философии математики, основным тезисом которого является утверждение о «сводимости математики к логике».
В научном сообществе Германии Фреге занимал не очень высокое положение, так как занимался изысканиями в области философии и в области логических оснований математики, что в то время не считалось престижным. Научная деятельность Фреге была очень плодотворной.
Фреге оказал большое влияние на Р.Карнапа и Л.Витгенштейна, которые в период с 1910 по 1914 слушали его лекции об исчислении понятий. Именно Фреге в 1911 посоветовал Витгенштейну поехать учиться к Расселу. Признание пришло к Фреге не сразу, а при жизни ограничивалось узким кругом наиболее выдающихся ученых. Логики Шредер и Пеано, философ Гуссерль знали об идеях Фреге, однако не сознавали в полной мере их значения. По-видимому, первым признал идеи немецкого мыслителя Рассел. Карнап и Витгенштейн , к счастью для себя и последующих поколений, знали и ценили Фреге. Однако Фреге так и остался непризнанной фигурой, когда вышел в отставку в 1917 г.
Именно Фреге принадлежит ряд идей и понятий, вошедших в современную науку: истолкование понятий как логических функций, понятие значений истинности, введение и систематическое употребление кванторов, анализ понятия переменной и др. Фреге явился основоположником той части логической семантики, которая связана с понятиями значения и смысла языковых выражений и отношением обозначения (или именования). Фреге является основателем современной логической семантики. В работе «Смысл и денотат» (известной также под названием «О смысле и значении») изложена теория имени. Именно эта теория легла в основу того, что впоследствии было названо «семантическим треугольником» (или «треугольником Фреге»).
Немецкий философ Готлоб Фреге
Отец Фреге был школьным учителем, преподававшим математику. Фреге начал свое высшее образование в Йенском университете в 1869 г. Через два года он переехал в Гёттинген, где он и защитил в 1873 г. свою диссертацию по математике (О геометрическом представлении воображаемых объектов на плоскости). После защиты диссертации он вернулся в Йену, где под руководством Аббе написал хабилитационную работу «Rechnungsmethoden, die sich auf eine Erweitung des Größenbegriffes grnden» (Методы расчётов, которые основаны на расширении понятия размерности) (1874) и получил место приват-доцента (1875).
В 1879 г. он стал экстраординарным, в 1896 г. — ординарным профессором. Из его непосредственных учеников широко известен только Рудольф Карнап (впоследствии — один из членов Венского кружка и автор ряда важных работ по философии науки). Поскольку все дети Фреге умерли до достижения зрелости, в 1905 г. он взял в дом приёмного сына.
Популяризация его идей Карнапом, Бертраном Расселом и Людвигом Витгенштейном сделала Фреге известным в определенных кругах ещё в 1930-е гг. В англоязычном мире его работы стали широко известны только после Второй Мировой войны
, в значительной степени благодаря тому, что многие логики и философы, считавшие наследие Фреге важным вкладом в развитие философской мысли (например, Рудольф Карнап, Курт Гёдель и Альфред Тарский), вынуждены были эмигрировать в США. Они способствовали появлению английских переводов основных работ Фреге, которые и принесли ему широкую известность.
Вклад Фреге в логику многие сравнивают с вкладом Аристотеля, Курта Гёделя и Альфреда Тарского. Его революционное сочинение Begriffsschrift (Понятийное письмо) (1879) положило начало новой эпохе в истории логики. Фреге с совершенно новых позиций пересмотрел ряд математических проблем, включая ясную трактовку понятий функции и переменных. Он, по сути дела, изобрел и аксиоматизировал логику предикатов, благодаря своему открытию кванторов, использование которых постепенно распространилось на всю математику и позволило решить средневековую проблему множественной общности. Эти достижения открыли дорогу к теории описаний
Бертрана Рассела и Principia Mathematica (написанной Расселом вместе с Альфредом Уайтхедом), и знаменитой гёделевской теореме о неполноте.
Фреге ввел различение между смыслом и значением понятия, обозначаемого определенным именем (так называемый треугольник Фреге: знак—смысл—значение). Под значением в рамках его системы представлений понималась предметная область, соотнесенная с неким именем. Под смыслом подразумевается определенный аспект рассмотрения этой предметной области. Например, некто может знать имена Марк Твен (Mark Twain) и Сэмюэл Клеменс (Samuel Clemens), не понимая, что они относятся к одному и тому же объекту, поскольку они «представляют его различными способами», что означает, что смысл их различен.
В целом Г. Фреге внес несомненно весомый вклад не только в развитие математики и логики, но и общей методологии науки.
Источники: