Гартман Николай
Николай Гартман/ Nikolay Gartman
Николай Гартман - несомненно, одна из крупнейших фигур в современной философии |
Наряду с Уайтхедом и Маритеном он должен считаться пионером метафизики XX столетия. По сравнению с ними он менее систематичен, но зато его сильная сторона - это тонкость анализа и не так часто встречающееся у немцев умение излагать свои мысли в ясной форме, и притом увлекая читателя их содержательностью и глубиной. Его труды представляют собой настоящие образцы трезвой точности и научной основательности.
К самым оригинальным сторонам гартмановской философии относятся его разделение реального и идеального бытия, теория апорий - непостижимого остатка в действительности, и его учение об объективном духе. Но все это лишь некоторые центральные идеи его философии, которая наряду с ними содержит массу старых, но забытых со времен Декарта истин, а также немало положений, особенно в этике, обогащающих современную философскую мысль.
Гартман осуществил превосходное и весьма оригинальное исследование проблемы как таковой. Проблема, даже когда она нацелена на познаваемый объект, всегда предполагает своеобразную смесь познанного и непознанного. Сам факт, что мы различаем проблемы между собой, доказывает, что кое-что об исследуемом предмете нам уже известно. Но в то же время он не познан, ибо еще только исследуется. Постановка проблем и есть главное дело философа.
Cтудентами Гартмана были поэт Борис Леонидович Пастернак и философ Ганс-Георг Гадамер. На его ранние труды в области философии биологии иногда ссылаются в современных исследованиях и обсуждениях геномики и клонирования.
Сейчас философия Николая Гартмана переживает ренессанс, в ней не без оснований видят филигранную разработку надежной основы для выхода из современного субъективизма. В 2002 г. на русский язык переведены его «К основам онтологии» (1935) и грандиозная «Этика» (1925). Несмотря на то, что последняя сознательно устранялась от теистических включений и даже подчеркивала противоречия между этикой и религией, Николая Гартмана никогда не переставали высоко чтить католические философы (томисты).
Гартман – один из крупнейших современных философов
Никола́й Га́ртман (правильнее, но менее распространено: Николас Гартман; 20 февраля1882, Рига — 9 октября1950, Гёттинген) — немецкий философ-идеалист, основоположник критической (или новой) онтологии.
Родился в немецкой семье во входившей в состав Российской империи Риге. Окончил гимназию в Петербурге; впоследствии изучал медицину в университете Тарту (тогда Юрьева) и философию в Санкт-Петербургском университете, после чего поступил в Марбургский университет. В 1922—195- профессор философии в университетах Марбурга (1922—1925), Кёльна (1925—1931), Берлина (1931—1945) и Гёттингена (1945—1950).
Будучи учеником Пауля Наторпа и Германа Когена выступал последователем марбургской школынеокантианства. Не удовлетворённый её субъективизмом («методологизмом»), Гартман под влиянием Эдмунда Гуссерля и Макса Шелера разработал собственную онтологическую концепцию («новую онтологию»), которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии («Система онтологии», т. 1—4, 1933—1950).
Однако Гуссерль настороженно относился к Гартману, отказываясь видеть в нем своего сторонника; не получилось контакта у Гартмана и с Хайдеггером, с которым они два года вместе работали на одной кафедре в Марбурге (1923-1925). Тем ближе были отношения Гартмана с Шелером, к которому он присоединился в 1925 году в Кельнском университете. Шелер глубже других понял эпохальную проблемную ситуацию философской этики.
Согласно Гартману, бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов:
- неорганического,
- органического,
- душевного и
- духовного.
Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так, имматериальные слои (дух,психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления.
Гартман считал коренные философские проблемы неразрешимыми. В этике Гартман вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этических ценностей». Основным вопросом для Гартмана является в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли, рассматриваемая как отношение двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика», 1925).
Источники: