Гроций Гуго
Гуго Гроций/ Hugo Grotius
Понимая многие вещи, я ничего не достиг
Гроций |
К Гуго Гроцию по справедливости могут быть отнесены слова Ф. Энгельса, писавшего о деятелях эпохи Возрождения: «Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными…Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающее, создающее однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми».
Широта взглядов и энциклопедическая образованность Гроция позволили ему совершить научный и гражданский подвиг — создать систему международного права как науки в собственном смысле слова. Эта система была в значительной мере освобождена от гнетущего влияния богословия, основана на светских философских принципах. Гуго Гроция еще в большей мере, чем А. Джентили, можно сравнить с Фрэнсисом Бэконом. Как и великий английский философ, он был провозвестником нового, борцом за науку против схоластики и в то же время оставался сыном своего времени — его труды также полны теологических непоследовательностей.
Гроций не был сторонником вечного мира. Он прекрасно понимал утопичность его проектов, достаточно широко распространенных и в то время. Зато он неустанно ратовал за максимально возможное ограничение войн, являющихся, с его точки зрения, социальным злом. Только при наличии серьезных оснований, полагает он, война может быть оправдана и, следовательно, признана справедливой. Во избежание войны следует даже отказаться от справедливого возмездия. Ученый решительно выступал против ведения так называемых частных войн, которые он называл разбойничьими. Право вести войну, по Гроцию, имеет только верховный суверен — государь.
Гуго Гроций: право и философия
Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции (Восьмидесятилетней войны). Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурт-на-Майне на дочери голландца Гроота и взял её фамилию, а отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Овершие. Его отец бы очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстусом Липсиусом), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком он уже писал латинские стихи.
Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Университет Лейдена, когда ему было всего одиннадцать лет (ректором университета был его дядя Корнелис). Здесь он удивлял учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. Он учился вместе с такими выдающимися интеллектуалами Северной Европы того времени, как Франц Юний (старший), Иосиф Юстус Скалигер и Рудольф Снеллиус.
После окончания Лейденского университета в 1598 году Гроция пригласили сопровождать влиятельного чиновника, Великого пенисонария провинции Голландия, Яна ван Олденбарневелта, в дипломатической миссии во Францию. В возрасте пятнадцати лет Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Гроций вращался в интеллектуальных кругах на протяжении всего своего пребывания во Франции, и до возвращения домой Университет Орлеана удостоил его степени доктора права.
Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал «Satiricon» Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»).
В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599 году, а позже официальным историографом Государства Голландия (на пост также претендовал Доминик Баудий, профессор риторики в Лейдене) в 1601 году. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Голландия находилась в состоянии войны с Испанией и Португалией (присоединена к владениям испанских Габсбургов Филиппом II в 1581 г. на основе личной унии), когда загруженное судно — португальская каррака «Санта Катарина» — было захвачено адмиралом Якобом ван Хеемскерком[3] в 1603 году. Она имела водоизмещение 1500 тонн и перевозила груз китайского фарфора, проданного потом на торгах в Амстердаме за 3,5 млн гульденов. Китайскую посуду в Голландии еще много лет называли «карраковым фарфором». Хеемскерк служил в Объединенной Амстердамской Компании (которая входила в Голландскую Ост-индскую Компанию), и, не смотря на то, что он не был уполномочен ни компанией, ни правительством на использование силы, многие из акционеров жаждали оставить принесенные им богатства. Не только правомерность сохранения приза[4] было спорным за голландским законом, но и группа акционеров (в основном, меннониты) Компании также выступали против силового захвата, основываясь на своих моральных позициях, и, конечно же, португальцы требовали возвращения груза. Результатом скандала были публичные судебные слушанья и острая общественная (в том числе, международная) полемика по поводу данного вопроса. Спор приобрёл такую огласку, что представители Компании обратились к Гроцию, чтобы тот подготовил защиту для оправдания захвата.
Результатом творческих усилий Гроция в 1604—1605 годах был объемный, теоретически обоснованный трактат, который он предварительно назвал «De Indis». Трактат никогда не был опубликован полностью во время жизни Гроция. Рукопись была обнаружена в имуществе Гроция и опубликована в 1864 под названием «De Jure Praedae commentarius» («Комментарии о праве добычи»). Тем не менее, одна (XII) глава этого трактата была опубликована в виде памфлета под названием «Mare Liberum» («Свободное море») в 1609 г., а принципы, которые Гроций развил в этой работе, положили основу его зрелой работе, посвящённой международному праву, «De jure belli ac pacis» (1625 г.). В «Mare Liberum» Гроций сформулировал новый принцип, что море было международной территорией и все народы свободны в использовании его для мореплавательной торговли. Гроций, заявляя о «свободном море», предоставлял подходящее идеологическое оправдание для политики Голландии.
Благодаря продолжению общения с ван Олденбарневелтом, Гроций значительное продвинулся в политической карьере, став постоянным советником Олденбаневелта в 1605 году, и потом Генеральным Адвокатом казны (в некоторых источниках — генерального казначея) Голландии, Зеландии и Фрисландии в 1605 году, и потом ратпенсионарием Роттердама (эквивалент мэра) в 1613 году. В 1608 году он женился на Марии ван Реигерсберген, которая родила ему восьмерых детей (четверо умерли в юности; в Стенфордской энциклопедии сказано, что у них было 3 дочери и 4 сына). Кроме того, она проявила выдающуюся стойкость которая помогла ему и всей семье пережить бурю, разразившуюся в их жизни.
В эти годы происходил острый теологический спор между сторонниками Якоба Арминия, главного богослова Лейдена с одной стороны, и ярыми кальвинистами, возглавляемыми Франциском Гомаром. В 1610 году, несколькими месяцами позже после смерти своего лидера, арминиане издали «Возражение» («Ремонстрация»), в которой провозглашалось фундаментальное отрицание позиций учения Кальвина, включая полное отрицание взгляда про божественное предопределение. Возглавляемые Олденбарневелтом, государство приняло позицию терпимости по отношению к спорящим, и к Гроцию обратились с тем, чтобы он написал эдикт, раскрывающий и следующий этой политике.
Эдикт не имел должного эффекта, и в республике вспыхнули вооружённые столкновения. Когда Генеральные Штаты Республики Соединенных провинций приняли сторону гомаристов, Ольденбарневельде попытался мобилизовать военные силы провинции Голландия и продолжать борьбу вплоть до отделения от Республики Соединенных провинций. Но попытка мятежа провалилась, а арминианство позднее было осуждено как ересь (на синоде в Дордерехте в 1619 г.). Мориц приказал арестовать Олденбарневелта и Гроция 29 августа 1618 года. В конечном счёте, Олденбарневелт был казнён, а Гроция приговорили к пожизненному заключению в крепости в Лёвенстейн (на реке Маас (Мёз)). Лишь через 18 месяцев, в 1621 г., ему удалось бежать с помощью жены Марии и служанки. Подробности сам великий юрист излагает в стихотворении, обращенном к сундуку с книгами, в котором его вынесли из заточения. Затем в одежде каменщика он пересек французскую границу. В Нидерландах Голландский Национальный Музей и музей Хетт Принзенхоф в Дельфте заявляют о том, что именно в их коллекции находиться этот книжный сундук.
Гроция хорошо встретили в Париже, где у него остались знакомства, и он так же был удостоен королевской пенсии от Людовика XIII. Именно во Франции Гроций написал свои лучшие труды.
Находясь в Париже, Гроций начал работу о правде Христианства. В ней раскрывается Гроций-поэт. Латинская работа была впервые опубликована в 1627 году по названием «De veritate religionis Christianae».) Это был первый Протестантский труд на тему Христианской апологетики, он состоял из шести книг.
Живя во времена Восьмидесятилетней Войны между Нидерландами и Испанией и Тридцатилетней войны между Католиками и Протестантами Европы, не удивительно, что Гроций был глубоко обеспокоен вопросами конфликта между государствами и религиями. Его самый известный труд, начатый ещё в тюрьме и опубликованный в изгнании в Париже, был важным усилием в ограничении таких конфликтов. «De jure belli ac pacis libri tres» (Про право войны и мира) был написан в 1625 году и посвящен Людовику. Трактат развил систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках. Эта работа оказала огромное влияние на формирование международного права в последующем.
Многие ремонстранцы в изгнании начали возвращаться в Нидерланды после смерти Принца Морица в 1625 году, но Гроцию, который отказался принести извинения, поскольку это означало бы признание вины, отказали в репатриации, несмотря на его многочисленные просьбы. После его выдворили из страны в результате неудачной попытки вернуться в Роттердам в 1631 году, Гроций получил убежище в Гамбурге. В 1634 году он получил предложение поступить на службу Швеции в качестве посла во Франции. Накануне скончавшийся шведский король, Густав II Адольф был большим почитателем Гроция, и поэтому его последователь регент Аксель Оксеншерна очень хотел, чтобы Гроций служил Швеции. Гроций принял предложение и поселился в дипломатическом представительстве в Париже, которое оставалось его домом до его ухода со службы в 1645 году. Во время пути для своего последнего визита в Швецию, корабль на борту которого находился Гроций потерпел кораблекрушение. Его прибило к берегу города Росток. Гроций, заболевший и измученный, умер 28 августа 1645 года; его тело наконец вернулось в страну его молодости, на родину, где его захоронили в Новой Церкви) в Дельфте.
Эпитафия (надгробная надпись) придуманная для себя самим Гроцием:
«Здесь покоится Гуго Гроций, Батавианский узник и Посол в ссылке королевства великая Швеция» |
Источники: