Хенгстенберг Ханс-Эдуард
Ханс-Эдуард Хенгстенберг/ Hans-Eduard Hengstenberg
Свою концепцию Хенгстенберг определял как «синтетическую антропологию». |
Хенгстенберг (р. в 1904) – немецкий философ, представитель теологической версии философской антропологии. Свою концепцию он определял как «синтетическую антропологию». В ней заметно влияние идей феноменологии, неотомизма и неоавгустинианства. Воспринял круг идей Шелера, но заявил о необходимости «дистанционно-критического отношения к нему там, где этого требуют интересы дела».
Основные работы: «Между Богом и творением» (1948), «Автоматизм и трансцендентальная философия» (1950), «Тело и предельные вещи» (1955), «Философская антропология» (1957), «Бытие и первоначало» (1958), «Свобода и порядки бытия» (1961), «Эволюция и творение» (1963) и др. Исходным пунктом, главной идеей и целью современного способа философствования Хенгстенберг провозглашает человека («принцип персональности»). «Философская антропология, по Хенгстенбергу, есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Этим она отличается от всех наук, которые хотя и имеют дело с человеком, но рассматривают его с частных точек зрения: физиологической, биологической, психологической, лингвистической и т.д.». Человек есть единство «реально-психического» (включая мышление) и «тела», т.е. жизненное начало («жизнь»), соединенное с «духом». Основная его характеристика – способность быть объективным (отсюда установка на построение «антропологии объективности»). Человек может быть беспристрастен на основании доразумного, интуитивного согласования («пред-знания») индивидуальной духовной активности с бытием и ценностными характеристиками предметов мира, но прежде всего – с другими личностями.
С точки зрения Хенгстенберга, «…итак, выражаясь кратко, можно сказать следующее: человек есть личность, которая каждый раз неповторимо конституируется духом, областью витального и личностным началом и в силу своей личности может проявлять свободные инициации».
Философская антропология Хенгстенберга
Ханс-Эдуард Хенгстенберг с 1948 года – профессор Педагогической академии в Оберхаузене.
Интересы Xенгстенберга сосредоточены в области философской антропологии. Человек понимается им как существо, способное к объективности. Объективность выражается в актах деятельности. Человек, по Xенгстенбергу - существо постоянное и охватывающее постоянство, способное понять смысл и обязанное задать вопрос о смысле. Человек - существо телесное, могущее жить в обществе и связанное с обществом, существо открытое для ничто
и для бесконечности. Отсюда вытекают три основных способа поведения: объективное, необъективное и утилитарное. Человек свободен в принятии решения в пользу одного из этих способов, однако, будучи вынужденным принимать решение, он одновременно принуждается и к свободе. Xенгстенберг ставит перед собой задачу соединения эволюции и учения о религиозном сотворении мира. При этом он критикует современный эволюционизм. Он признает наличие в эволюции лишь кондициональных связей и отрицает каузальность. Причинно обусловленными, согласно Xенгстенбергу, могут быть только отдельные факторы процесса эволюции. Эволюционизм, утверждающий наличие каузальных связей, несовместим с учением о сотворении мира, тогда как исторические теории эволюции с ним сочетаются. Сотворение в метафизическом смысле, согласно философу, - это создание некоторого сущего из ничто: творец для своего творения не нуждается во внешних предпосылках. Сотворение в этом смысле не является вмешательством в процессы изменения и развития.
Целостность всего сущего, по мнению Xенгстенберга, аналогична божественной Троице, сущее всегда есть соотнесенность трех частей в соответствии с «троичной» жизнью Бога. «Троякое» соотношение частей и задает неизменность существующих «порядков» как отношений: 1) одной из частей к двум другим, 2) любой из частей к общему для них событию бытия, 3) частей к тому, что они сами и конституировали, т.е. к целостности, которая есть дух, имманентно существующий в конституированном. Последнее осуществляется через деятельность человека как также «троякого» существа: 1) телесного, 2) социального, 3) открытого для «ничто» и для бесконечности.
Соответственно, объективным человек выступает в полной мере лишь в своем третьем модусе (он утилитарен в тенденции в модусе тела и склонен к необъективности в модусе социума), когда он только и может понимать смыслы и обязан задавать вопросы о смыслах. Реальные личностно-контекстуальные смыслы порождаются на основе нравственно-религиозного переживания онтологических идеальных смыслов. Принимая решение в пользу любого из трех возможных способов своего поведения, человек делает свой выбор, но тем самым он принуждается к свободе, а следовательно и к ответственности за сделанное. По версии Xенгстенберга, «человек должен прежде всего принять решение в пользу объективности и лишь после этого он приобретает личную объективную позицию». В этом отношении сделанное (конституированное) начинает предопределять (исторически) последующее (по принципу наследования, а не причинной обусловленности). Тем самым личность как бы продолжает (в метафизическом смысле) сотворение мира Богом из «ничто» (но в таковом качестве и не нуждается во внешних предпосылках для своего творения).
Источники: