Хоркхаймер Макс
Макс Хоркхаймер/ Max Horkheimer
Задача философии 20 в., согласно Хоркхаймеру, — оказать содействие индивиду в его противодействии тем формам тотальной организации социального бытия, которые оказываются инициированными авторитарными режимами. |
Макс Хоркхаймер — немецкий философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы.
Франкфуртская школа берет свое начало в 20-х гг. с Института социальных исследований. Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г.). Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике. В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве. В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором развивается тематика «Архива». Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально-экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма.
«Фашизм, – утверждал в 1939 г. Хоркхаймер, – есть истина современного общества». И тут же добавлял: «Кто не желает говорить о капитализме, должен помалкивать и о фашизме». Законы капитализма предполагают фашизм. «Чисто экономический закон» – закон рынка и прибыли – чистый закон власти. «Фашистская идеология на манер старой идеологии гармонии маскирует истинную суть: власть меньшинства, владеющего средствами производства. Стремление к прибыли выливается в то, чем всегда было, – в стремление к социальной власти».
Xоркхаймер вел большую общественно-просветительскую работу, занимал ряд почетных должностей в Германии и США. Его труды оказали значительное, влияние на развитие западной социальной философии и социологии, социально-культурные концепции современных философов, среди которых — представитель второго поколения Франкфуртской школы, Хабермас.
Немецкий философ Макс Хоркхаймер
Макс Хоркхаймер родился в 1895 году в еврейской семье в Штутгарте. В шестнадцатилетнем возрасте был вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию, затем переехал во Франкфурт-на-Майне, где учился у Иоганна Корнелиуса. Там же встретился с Теодором Адорно, дав начало длительной дружбе и плодотворному сотрудничеству. В 1925 году защитил диссертацию, посвящённую Иммануилу Канту.
С 1930 был профессором (1930—1933 и 1949—1963), а впоследствии ректором (1951—1953) университета во Франкфурте-на-Майне. В 1930 также стал директором Института социальных исследований, оставаясь им до 1965. Возглавляя Институт, Хоркхаймер способствовал развитию на его базе неомарксистской Франкфуртской школы. После прихода к власти нацистов покинул Германию, в 1934—1949 находился в эмиграции в США, где был профессором Колумбийского университета.
Издавал журнал «Zeitschrift fur Sozialforschung» («Журнал социальных исследований»; 1932—1941). После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков. Написанная Хоркхаймером совместно с Т. Адорно «Диалектика просвещения» (1948) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы.
В развитой им так называемой критической теории общества Хоркхаймер пытался соединить почерпнутые у Карла Маркса мотивы критики буржуазного общества с идеями гегелевской диалектики и психоанализа Зигмунда Фрейда, а также этики Артура Шопенгауэра.
В центре внимания Хорекхаймера — проблемы исторической антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы реакций, играющей решающую роль в поддержании изживших себя общественных систем, анализ семьи как первичного проводника общественного авторитета и одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Хоркхаймер выступал с критикой «массовой культуры».
Отмечая многочисленные черты стагнации и регресса современного «индустриального общества», связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы. Сознание неизбежности этой тенденции приводило Хоркхаймера к пессимистическим выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и содействовать сохранению определённых культурных моментов, созданных либерально-буржуазной эпохой. Считая движущим импульсом критической социологии восходящую к теологическим истокам внутреннюю «устремлённость к иному», исходил из принципиальной невозможности какого-либо позитивного изображения идеала. Оказал сильное влияние на идеологию леворадикального студенческого движения в ФРГ, от которого, однако, сам отмежевался.
Хоркхаймер полагал, что теология 20 в. может продуктивно интерпретироваться лишь в том смысле, что несмотря на характерную для мира несправедливость, она не сможет утвердиться в качестве заключительного аккорда: «Задача философии — перевести все это на язык слов, чтобы люди смогли услышать голоса, превращенные тиранией в молчание».
Скончался Макс Хоркхаймер в 1973 году в Нюрнберге.
Источники: