Кант Иммануил
Иммануил Кант/Immanuil Kant
Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям… Иммануил Кант |
Жизнь философа - написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал ни деловых, ни любовных треволнений. Он не был женат.
Почти все разновидности современного философствования так или иначе восходят к Канту. Его идеи подверглись трансформации, но продолжают жить. Знакомство с учением Канта - хорошее начало для изучения философии вообще. Он приучает мыслить самостоятельно. Канта сравнивают с Сократом. Ибо философия его человечна. Эллинский мудрец впервые низвел философию с небес, утвердил на земле, отвлекся от космоса и занялся человеком. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает и о вселенной, но главное для него - человек. Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы жилось ему лучше. Чтобы не лилась его кровь, чтобы не морочили ему голову утопии и иллюзии. Кант все называет своими именами. Он вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Просто у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу Кант сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. Жизнь Канта - пример единения слова и дела, проповеди и поведения.
Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина - процесс. Кант не произносил таких слов, он только руководствовался ими. Никогда не
овладевало им чувство, что все сделано, что обретен абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Жизнь Канта - непрестанное духовное развитие, вечный поиск. Вплоть до последних лет, когда мысль вышла из-под его контроля.
Иммануил Кант: жизнь и философия
Родители Канта были ремесленниками, но сумели дать сыну основательное классическое образование. Долгое время он колебался, заняться ли ему античной философией, естествознанием или медициной, учился же в Кенигсбергском университете в 1740-1746 годах на теологическом факультете, после окончания которого целое десятилетие служил домашним учителем. Он практически никогда не выезжал из Кенигсберга, имевшего традиционные связи с Российской империей, и главный труд Канта «Критика чистого разума» был напечатан в Риге. В 1794 году Кант был избран иностранным членом Петербургской Академии наук; сохранилось его благодарственное письмо ее главе - княгине Е.Р. Дашковой.
Вскоре после того, как Кант в 1755 году получил, наконец, должность приват-доцента в Кенигсбергском университете, началась Семилетняя война. Город почти пять лет занимали русские войска; жители, в том числе и Кант, письменно присягнули на верность российской короне, и только Петр III в 1762 году официально освободил их от русского подданства.
А.Т. Болотов, известный впоследствии мемуарист и агроном, курировал науку в Кенигсбергском университете. Канта он не оценил, с чем может быть и было связано столь медленное продвижение последнего по службе. Но внешние обстоятельства никогда не были для Канта решающими. Он продолжал кропотливый труд по созданию основ своей системы, и к 1770-м годам еще раз осуществился нередкий в истории культуры поворот событий: обновление обширной отрасли знания пришло не из столиц и ведущих культурных центров, а с периферии с ее малоустоявшейся (для соответствующей отрасли) традицией.
Толчком к обновлению философии, осуществленному Кантом, послужили в 1760-х годах два события, опять же негромкие и «кабинетные» - а именно, его знакомство с критикой понятия причинности, данной в трудах английского философа и историка Д. Юма, и чтение «Эмиля» и других сочинений Ж.Ж. Руссо, обострившее интерес Канта к проблемам этики и человеческой свободы. Кант творчески переработал все наследие европейской философии в целом.
В какой-то мере не случайно эта переработка совпала по времени с началом все большей концентрации немецких земель вокруг Пруссии. Неверно видеть в этом совпадении прямую причинную связь - будто бы Кант и основанный им немецкий классический идеализм «выражали интересы» политических сил, осуществлявших эту концентрацию: для Канта речь шла лишь об отыскании истины. Немецкий патриот, он был свободен от национализма.
В 1770 году в диссертации «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» Кант высказал свои мысли о коренном различии между ноуменами - вещами самими по себе («вещи в себе») и феноменами – «вещами для нас», то есть такими, какими мы их представляем с помощью времени и пространства - обязательных условий всякого опыта. Затем Кант пришел к выводу, что пространство упорядочивает данные опыта внешнего, а время – внутреннего. Он добавил к ним категории (единство, множественность, возможность, действительность, необходимость, причинность и т.д.), без которых упорядочение опыта (чувственных данных, то есть результатов воздействия на нас непознаваемых вещей в себе) тоже недостижимо. Но и из опыта извлечь категории невозможно (на материале категории причинности к этому выводу пришел еще Юм). Требование предварительного критического анализа и классификации этих форм, их взаимодействий с опытом дало Канту, а затем и его последователям основание называть его философию после 1770 года критической, или критицизмом, тогда как вся предшествовавшая философия была либо «догматической», то есть принимала познание как данное, без критики его априорных форм (такова философия Лейбница-Вольфа), либо «скептической», сомневавшейся в возможностях познания (Юм). Эта терминология укрепилась после выхода в 1781 году «Критики чистого разума».
«Идеи» свободы, души, Бога, неизбежно формируемые разумом, рассматриваются Кантом как нечто безотносительное к реальному существованию и теоретической познаваемости; тем не менее они сохраняют свое значение практических норм. Это значение Кант анализирует в «Критике практического разума». Там из понятия высшего блага как единства добродетели и благополучия выведены его условия: свобода, без которой человек не может стремиться к благу, а следовательно, наличие души - носительницы этой свободы; бессмертие той же души, ибо без этого любое благо окажется побежденным смертью.
В человеке есть изначально злое, но и изначально доброе, а именно стремление следовать долгу и совершенствоваться. Кант поднял на более высокий теоретический уровень веру Руссо в доброе начало человека: он добр именно потому, что способен руководствоваться принципом добра, и эта способность глубже, чем доброта под действием минутного порыва или вообще психологических факторов. Собственно моральным поведением Кант считал только такое, которое свободно от всякой склонности и симпатии и следует одному лишь долгу. Канта нередко упрекали, что у него долг - формальное понятие, не наполненное конкретным содержанием: к чему и перед кем долг. В «Идее всеобщей истории» (1784) Кант рисует общественный долг человека как движение «от грубости к культуре» и «достижение всеобщего правового гражданского общества». Человеческая культура есть конечная цель не только человечества, но всей природы.
Кант, когда попытался найти оптимальный способ сосуществования науки и религии. Это было естественным завершением одной из главнейших тенденций всей его философии, в которой отстаивается не «противоразумность», а «сверхразумность» религии, лежащая в иной плоскости по сравнению с наукой, и в то же время указывается на естественность и моральную необходимость религии. Канта впоследствии высоко ценили Л.Н.Толстой, В.И.Вернадский и другие сторонники религиозного свободомыслия.
Кант завершает собой в истории философии период Просвещения, выступая с требованием подвергнуть религию и все сферы культуры суду разума, а вместе с тем, с критикой самого Просвещения, поскольку требует устранить и догматическое понимание разума, подняться до целостного мировосприятия. Заслуга Канта в создании такого мировосприятия - разработка теории познания с учетом активности субъекта.
С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую, непродуктивную жизнь. Он прожил долгие, изобильные творчеством годы, никогда не болел. Этого он добился силой своей воли. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов. Кант сделал самого себя. И в этом отношении он уникален.
Источники: