Койре Александр
Александр Койре/ Alexandre Koyre
Койре оказал значительное влияние на развитие современных историко-научных исследований. |
Александр Койре (настоящая фамилия Койранский) - французский и американский философ, историк науки и философии, педагог.
Ему удалось придать истории науки теоретический характер путем выявления глубинных устойчивых структур сознания, определяющих возможность (или невозможность) возникновения и функционирования конкретных научных идей. Основополагающим в исследованиях Койре является принцип единства научной, философской и религиозной мысли. Другая его основополагающая идея — требование представить ход научной мысли в ее творческой созидательной активности, для чего необходимо поместить изучаемые источники в интеллектуальный и духовный контекст эпохи, представив их в подлинном аутентичном значении и не пытаясь прояснить «темную и смутную» мысль наших предков путем перевода ее на современный язык. Существенное значение, по Койре, имеет также интегрирование в истории научной мысли способа, каким она осознавала себя, противопоставляя себя тому, что ей предшествовало. При этом Койре признавал необходимым изучать заблуждения и ошибки, поскольку они не менее поучительны, чем достижения. Койре один из первых выдвинул идею некумулятивного развития науки и вопреки позитивистской историографии сумел показать, что развитие науки совершается в тесном единстве с философией и что великие научные революции всегда определялись переворотами или изменениями филос. концепций.
Койре оказал значительное влияние на развитие современных историко-научных исследований. Известная ограниченность его подхода к истории науки вызвана его интерналистской установкой, изолирующей науку от социально-экономических, технических и других «внешних» факторов.
Особенно известны его книги «От замкнутого мира к бесконечной вселенной», вышедшая в 1957 в США, посвященная истории развития космологии в 16-17 веках, а также обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли», вышедшая во Франции в 1961.
Философ Александр Койре
Александр Койре родился в Таганроге в еврейской семье. Среднее образование получил в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону.
В 1908 переехал в Гёттинген, где в течение трех лет, в частности, слушал курсы лекций по философии основателя феноменологии Э. Гуссерля и курсы по математике Д. Гильберта. Для завершения образования Койре переехал в Париж, где его застало начало Первой мировой войны. Койре волонтером вступил в ряды французской армии, потом перешел в русский полк и вплоть до осени 1917 сражался на юго-западном фронте России.
По окончании войны Койре вернулся в Париж, где у него уже сложились прочные связи в академической среде. С 1924 Койре читает курс лекций в Практической школе высших исследований, сначала в качестве доцента, а позже «директора исследований». Докторская диссертация Койре посвящена исследованию творчества немецкого философа-мистика Я. Бёме(1929). Койре активно участвует в международной научной жизни, много публикуется, часто выступает в Париже и вне его как с отдельными лекциями, так и с целыми курсами, в частности, с 1934 по 1940 Койре несколько раз посещает в качестве гостевого профессора Каирский университет.
Начало Второй мировой войны застало Койре в Каире. В 1940 он ненадолго возвращается в Париж. После он с женой почти сразу возвращаются в Каир, где во время визита Ш. де Голля Койре поручается движением Сопротивления важная дипломатическая миссия, для выполнения которой он уезжает в США. Миссия была выполнена успешно, и в 1942 в Лондоне Койре вновь встречается с де Голлем
Вместе с тем за время пребывания в США Койре активно включился в научную жизнь Америки, работая в Свободной школе высших исследований, организованной эмигрантами из Франции и Бельгии, а также в американской Новой школе социальных исследований. Постоянно выступал с многочисленными докладами по истории философии и науки в различных учебных заведениях страны.
По окончании Второй мировой войны Койре продолжил работу в парижской Практической школе высших исследований, а затем возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. В 1956 Койре одновременно получил назначение в Институте высших исследований в Принстоне,США, и с тех пор поочередно проводил по шесть месяцев в Париже и в Принстоне, где был освобожден от выполнения каких-либо административных функций. В том же 1956 Койре занимает пост непременного секретаря Международной академии истории науки. В 1961 болезнь заставила его оставить этот пост, а в 1962 - прекратить поездки в Принстон.
Первые серьезные работы Койре посвящены истории философской и религиозной мысли. Первое его самостоятельное исследование была посвящена идее Бога у св. Ансельма, но опубликовано оно было лишь в 1923, год спустя после публикации его дипломной работы об идее Бога у Декарта. В этом тексте Койре пытается показать зависимость французского философа от средневековой Схоластики, и тем самым разрушить традиционный образ Декарта. В 20 – е годы Койре продолжает заниматься историей философской мысли, изучает истоки немецкой метафизики, пишет серию работ, посвященных русским философам И.Кириеевскому, А. Герцену, П. Чаадаеву, а также истории распространения идей Гегеля в России.
В начале 1930-х круг интересов Койре перемещается в область исследования истории науки. Особое внимание он уделяет исследованию истории развития научных и философских концепций Нового времени, взаимосвязи науки и философии, в частности, его перу принадлежат многочисленные статьи по истории теоретической механики и космологии.
Умер Александр Койре в 1964 году в Париже.
Источники: