Ксенофан
Ксенофан/Ksenophan
Одно есть бог величайший из богов и людей, им не подобный ни видом, ни мыслью. Ксенофан |
Ксенофан - древнегреческий странствующий поэт и философ. Иногда не вполне справедливо считается основателем Элейской школы и учителем Парменида. Свои взгляды излагал в стихотворной форме. Ксенофан – сатирик и полемист, ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры. Основное произведение – «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.
В поэме Ксенофана «О природе» сформулировано основное положение его учения: «Одно и все». Его надо понимать не в том смысле, что есть одно и есть все, а в том, что одно и есть все, что существует и больше ничего нет. Одно есть все, что есть; всего нет, а есть только одно. «Одно есть бог величайший из богов и людей, им не подобный ни видом, ни мыслью», - утверждал Ксенофан. По Ксенофану, достоверным знанием обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет только вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал Ксенофана в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и полемическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 в.
Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения.
Ксенофан – ранний представитель греческого свободомыслия
Ксенофан (6-5 вв. до н. э.) - греческий философ, родился в малоазийском городе Колофоне в начале VI в. Покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия. Путешествуя по городам Греции, в старости побывал в Южной Италии и поселился в Элее. Около 544 г. основал в Элее философскую школу.
Свою философию Ксенофан излагал в стихотворной форме, которая в условиях, когда проза делала еще робкие шаги, продолжала служить средством выражения мыслей и философа и законодателя. До нас сохранились отрывки элегий Ксенофана, отдельные стихи из поэмы «О природе» и отрывки из его «Насмешливой поэмы», где любопытна рационалистическая критика гомеровского антропоморфизма.
Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога. По истине существует только один бог, «наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Поскольку бога Ксенофан считал тождественным миру, его учение является вариантом пантеизма.
Природе Ксенофан приписывает черты, соответственно противоречащие мифам поэтов и взглядам религии. Вере в существование внизу земли ада он противопоставляет учение о бездонности земли, вере в божественность светил — учение об их естественной природе. Составленное из мелких искр Солнце движется над плоской Землей по прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт и каждый день исчезая, когда проходит над необитаемыми местами. Солнц и лун столько, сколько горизонтов. Возникая из воспламенившихся облаков, звезды днем потухают и, как угли, разгораются ночью. Все, что рождается и растет, есть земля и вода, море — отец облаков, ветров и рек; люди родились из земли и воды.
Как странствующий учитель «мудрости», а также своей концепцией просвещения, этическим утилитаризмом, гносеологическим релятивизмом и полемическими приемами Ксенофан предвосхищает софистов V в. до н. э.
Ксенофан боролся с идеалами греческой аристократии, доказывая, что победа в спортивном состязании менее важна, чем мудрость философа.
Источники:http://philosophiya.ru
http://www.krugosvet.ru
http://az.lib.ru
http://ru.wikipedia.org
http://ancientrome.ru
http://filosof.historic.ru