Левинас Эммануэль
Эммануэль Левинас/ Emmanuel Levinas
Всемирный еврейский конгресс провозгласил его философом, который «никогда не прекращал своих поисков всемирной нравственности и морали после Холокоста». |
Эммануэль Левинас - французский философ. Его идеи оказали влияние на несколько поколений французских философов и завоевали огромную популярность в среде как иудаистских, так и христианских теологов.
Вместо традиционных философских подходов Левинас предложил учение, согласно которому отправной точкой становится персональная этическая ответственность перед другими людьми. Он сформулировал в новом виде всеобщую нравственную максиму, обогатив ее новым смысловым содержанием, отвечающим требованиям современности. На протяжении полувека, критикуя неоплатоников и кантианство, полемизируя с Мерло-Понти, Сартром, Бубером и другими представителями новейших философских течений, Левинас детально разработал этическую концепцию аутентичных отношений между людьми и культурами и на основе ее нравственно-метафизических принципов подверг всестороннему анализу современное состояние западноевропейской культуры.
Французская «Либерасьон» однажды назвала его «человеком четырех культур»: еврейской, русской, немецкой и французской. А Всемирный еврейский конгресс провозгласил его философом, который «никогда не прекращал своих поисков всемирной нравственности и морали после Холокоста».
В 1961 году Левинас опубликовал «Тотальность и Бесконечное», книгу, которая по праву считается одним из основных философских текстов нашего века. Морис Бланшо, близкий друг Левинаса, писал: «Не следует отчаиваться в философии. Этой книгой … мы призваны стать ответственными за то, чем философия является по своей сути, принимая, во всем сиянии и бесконечной требовательности, которые ей присущи, именно идею Иного, то есть отношение с другим. Здесь философия как бы начинается сначала, здесь прыжок, который нам самим и ей предложено совершить». Однако Бланшо принадлежал к числу тех немногих людей, которые с самого начала оценили беспрецедентность вызова, который этот уже не молодой и сравнительно малоизвестный ученый бросил всей философской традиции от Платона и Аристотеля до Гуссерля и Хайдеггера.
Человек четырех культур
Эммануэль Левинас родился 12 января 1906 года в Каунасе в еврейской семье, где дома говорили на идише едва ли не чаще, чем на русском языке. Отец Эммануэля владел небольшим книжным магазином. Когда началась первая мировая война, семья переехала на Украину, а затем, после Октябрьской революции, вернулась обратно в Каунас.
Когда Эммануэлю исполнилось 17 лет, он отправился во Францию, чтобы поступить на философский факультет Страсбургского университета. А в 1928 году уехал во Фрейбург изучать феноменологию у Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрейбурге, Эммануэль впервые столкнулся с немецким философом Мартином Хайдеггером, чья книга «Бытие и время» оказала на него большое влияние.
В течение следующих десяти лет молодой ученый проповедовал идеи обоих мыслителей во Франции, защитил докторскую диссертацию, много публиковался в специальных периодических изданиях. Однако собственная философия Левинаса начала складываться лишь после второй мировой войны.
Катастрофа не обошла стороной его семью: во время войны погибли родители Левинаса, сам он работал в лагере для военнопленных в Германии, а его жена и маленькая дочь укрывались в одном из французских монастырей. Все эти события не могли не отразиться на взглядах ученого. В первую очередь он очень сожалел теперь о своих восторгах по поводу идей Хайдеггера, который примирился с нацизмом. В комментариях к дискуссии о прощении в Талмуде он написал: «Можно простить многих немцев, но есть много немцев, которых трудно простить. Трудно простить Хайдеггера».
После защиты докторской диссертации Эммануэль Левинас преподавал в Париже в школе для еврейских студентов – Ecole Normale Israelite Orientale, – а после войны вернулся в нее уже в качестве директора. С 1961 года философ преподавал в разных престижных французских университетах, пока, наконец, в 1973 году не получил должность в Сорбонне. С 1957 Левинас участвует в работе Семинара франкоязычной еврейской интеллигенции, в рамках которого ежегодно читал лекции по проблеме толкования Талмуда.
Самая крупная его работа – «Тотальность и бесконечность» (1961), не менее интересны сочинения «Иначе, чем бытие, или По ту сторону сущности» (1974), «О Боге приходящему к идее» (1982).
В прощальной речи, произнесенной в память о Левинасе утром 27 декабря 1995, Деррида сказал: «Очень долго я боялся того момента, когда мне придется сказать «Прощай» Эммануэлю Левинасу. Я знал, что мой голос будет дрожать при этом, и вот сейчас я скажу громко, здесь, рядом с ним, близко-близко от него, это слово «Прощай», знаменующее начало его восхождения к Богу, которое, в некоторой степени, я перенял от него, и о смысле и значении которого он учил меня размышлять и высказываться. В размышлениях о том, что Эммануэль Левинас написал о слове «Прощай», которое я вот-вот произнесу, я надеюсь почерпнуть силу для того, чтобы говорить в этот момент. Я хотел бы делать это и в отношении этих простых слов, столь же искренних и безоружных, как мое горе…».
В настоящее время создается международный научно-исследовательский Центр по изучению наследия Левинаса в Университете Северной Каролины в Шарлотте (США). Одной из задач Центра будет оказание содействия в осмыслении и понимании философии Левинаса. В Центре будут находиться публикации Левинаса, книги, диссертации, статьи, а также аудио- и видеозаписи о нем, о его творчестве. Кроме того, Центр будет заниматься распространением информации о готовящихся к публикации трудах и предстоящих конференциях по философии Левинаса. Большую помощь в формировании базы данных Центра оказали родные: сын Мишель Левинас, дочь Симона Хансель и зять Джордж Хансель, предоставившие в его распоряжение 27 книг на французском языке, написанных Левинасом, а также большое количество неопубликованных рукописей, заметок, набросков статей и текстов лекций. Руководителем проекта является профессор Ричард А.Коэн.
Источники: