Леви-Брюль Люсьен
Люсьен Леви-Брюль/ Lucien Lévy-Bruhl
Разработанная французским философом концепция «пралогического» мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков. |
Леви-Брюль - французский философ и антрополог, оказал влияние на Юнга, Шелера, Гурвича. Представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе.
Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными. Основное значение в развитии общества и культуры Леви-Брюль приписывал изменениям в идеях, которые внушаются массам немногими вожаками посредством утверждения, повторения и заражения. Политические революции он считал проявлениями массовой истерии, а среди лидеров революционных движений отмечал часто встречающиеся признаки психопатологии. Несмотря на односторонний и поверхностный характер некоторых взглядов Леви-Брюля, они оказали существенное влияние на развитие теорий «массового общества» и «массовой культуры», а также стимулировали интерес исследователей к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения.
Люсьен Леви-Брюль и его теории
Люсьен Леви-Брюль родился в 1857 г. в Париже, где получил начальное и среднее образование. В 1876 г. он поступил в Высшую Нормальную школу, избрав своей специальностью философию. После ее окончания работал учителем в средних школах Потье, Амьена и Парижа. Получив в 1884 г. докторскую степень, Л. Леви-Брюль продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне. Занимался историей французской и немецкой философии 19 в., затем обратился к изучению мыслительных процессов первобытных народов. В нескольких трудах разрабатывал идею, согласно которой первобытное мышление (точнее, «коллективные представления», по Дюргкейму), носит «дологический» характер и глубоко отличается от современного, подчиняясь не закону противоречия, а закону партиципации (причастности), когда вещь воспринимается одновременно как таковая и как нечто другое (примером может служить тотемизм). В 1904 г. он становится профессором Сорбоннского университета. С 1917 г. он был редактором журнала «Философское обозрение», а в 1925 г. вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Умер Л. Леви-Брюль в 1939 г. в Париже.
- мышление и психика изменчивы в соответствии с культурно-историческими изменениями человеческого общества;
- первобытное мышление качественно отличается от научного по четырем вышеназванным параметрам (первоначально Леви-Брюль первобытному мышлению противопоставлял мышление цивилизованного общества, но впоследствии уточнил, что открытое им различие не характеризует в целом мышление двух сопоставляемых этапов обществ, развития, поскольку
- мышление неоднородно, гетерогенно в любой культуре, у любого человека: «Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных друг от друга глухой стеной, а есть различные мыслительные, структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, может быть всегда, в одном и том же сознании». Он полагал, что специфика «первобытного мышления» сохраняется в моральном и религиозном сознании современного человека. Леви-Брюль не удалось удовлетворительно объяснить открытые им реалии (о чем свидетельствуют его постоянные поиски нового их понимания).
Источники:
http://www.krugosvet.ru
http://www.countries.ru
http://www.socio.rin.ruhttp://www.encycl.anthropology.ru