Лукреций Тит
Тит Лукреций/ Titus Lucretius
Не все подходит ко всему. Тит Лукреций |
Лукреций - римский поэт и философ, последователь Эпикура.
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э., ср. I 117–119), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и «Явлениям» Арата (в переводе Цицерона). Возможно, были и другие образцы, о которых исследователям его творчества ничего не известно.
Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это – единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й – учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й – учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й – космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, «дикого» состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII–XVIII веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция; крупнейшим проводником его идей был французский философ П. Гассенди.
Лукреций – римский поэт и философ
Тит Лукреций Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей античного атомистического материализма. Сведений о жизни Лукреция почти не сохранилось. Он жил в трудное и суровое время в период диктатуры Суллы, борьбы Суллы с Марием, восстания рабов под руководством Спартака. Но о самом философе известно очень мало. Неизвестно ни место его рождения, ни социальное происхождение, ни положение в обществе. Известно, что Лукреций это его родовое имя, Тит имя собственное, а Кар прозвище. Известно также, что Лукреций покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.
До нас дошла философская поэма Лукреция «О природе вещей» («De rerum natura»). Эта поэма — не только великий литературный памятник, но одновременно важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма. Лукреций — последователь Демокрита и Эпикура. Как и для них, атомистический принцип был для Лукреция универсальной гипотезой, призванной объяснить всё многообразие явлений окружающего мира. Все вещи, по Лукрецию, возникают из первичных телец и на них после своей гибели распадаются. Тельца существуют объективно и вечно; в разных комбинациях они образуют различные вещи. Тельца неизменны, абсолютно плотны, крепки, неделимы; они отличаются друг от друга весом и конфигурацией. Наряду с мельчайшими материальными частицами, считал Лукреций, объективно существует и пустота, без которой невозможно движение телец, их соединение и распад. Первичные тельца вечно движутся. Причина их движения — в тяжести, заставляющей их падать, и в самопроизвольном отклонении телец от прямой. Тельца и пустота — основные начала всего существующего. Движение телец — их необходимое и неотъемлемое свойство. Время вне движения лишено всякого содержания.
Вселенная, по Лукрецию, не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве; она бесконечна и, следовательно, вопреки взглядам Аристотеля, не имеет никакого центра. Во Вселенной существует бесконечное количество миров. Существующие миры возникли в результате случайной комбинации хаотически движущихся первичных телец. Земля, как и все миры, не только имеет начало во времени, но осуждена на исчезновение, гибель. Но жизнь во Вселенной никогда не прекратится. Живые организмы также возникли в результате случайного сочетания первичных телец. Вначале возникли неприспособленные к жизни организмы: уроды, существа бесполые, безногие, безрукие, безротые и т. д. Они быстро погибали, пока в результате того же случайного стихийного сочетания атомов не возникли существа, приспособленные к окружающим природным условиям. Лукреций был противником религиозных и мифологических объяснений возникновения жизни и решительно выступал против телеологического понимания строения и жизнедеятельности организмов. С точки зрения атомистической теории он объяснял не только возникновение организмов, но и все процессы жизнедеятельности: сущность питания, роста, размножения, психической деятельности и т. д. Лукреций твердо и настойчиво заявлял, что ни о каком бессмертии человека, ни о какой потусторонней жизни души не может быть речи.
Отстаивая линию философского материализма, Лукреций утверждал, что мир, природа познаваемы. Чувственные ощущения он считал единственным достоверным источником познания. Ошибка может быть лишь в суждениях, в размышлениях, но не в ощущениях. Обмануть может лишь рассудок, когда он отрывается от чувственных данных или неправильно их обобщает. От предметов, по мнению Лукреция, отделяется их тончайшая оболочка, которая, попадая в глаз человека, вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких, самых лёгких, особенно быстро движущихся первичных телец. В общественно-исторических воззрениях Лукреция, несмотря на их несомненный идеализм, имелись отдельные ценные положения. Поступательному движению общества способствуют, по Лукрецию, не божественное предначертание и не каприз правителя, а умственное развитие людей, их нужды и потребности. Громадное значение в переходе от первоначальной дикости к человеческой культуре Лукреций придавал трём открытиям: использованию огня, постройке жилищ и применению звериных шкур в качестве одежды. Лукреций отрицательно отзывался об истребительных войнах, отрывающих людей от мирного труда, резко осуждал хищничество и аморализм римских рабовладельцев. Но Лукреций не был идеологом угнетённых классов. Счастье, считал он, состоит в ограничении желаний, в невозмутимости и абсолютном спокойствии (атараксии), в познавательной деятельности, которая избавляет человека от страха перед смертью и перед богами. Лукреций решительно отвергал религиозную догму о божественном сотворении природы и человека; допуская существование богов, он считал, что они бессильны перед законами природы и, не вмешиваясь в дела людей, блаженствуют в межмировых пространствах. Причину религиозных верований философ видел в невежестве, незнании явлений природы, неумении объяснить их истинные основания. Скудость познания — источник религиозных верований и связанного с ними ложного страха.
Просветительская деятельность Лукреция навлекла на него ярость церковников, которые, стремясь дискредитировать выдающихся античных атеистов, на протяжении тысячелетий возводили на Луреция, как и на Эпикура, всяческую клевету. Философские взгляды античных атомистов пытались исказить Г. Гегель и другие философы-идеалисты. Вопреки воле церковников, поэма Л. «О природе вещей», в которой в художественной форме изложено античное материалистическое мировоззрение и высказаны ценные научные догадки и глубокие диалектические мысли, сыграла значительную роль в истории человеческой культуры, в формировании мировоззрения многих естествоиспытателей и философов. Она определила многие черты мировоззрения И. Ньютона и М. В. Ломоносова, приводила в восторг А. И. Герцена, глубоко интересовала молодого К. Маркса. К двухтысячелетию со дня смерти Лукреция она была вновь издана Академией наук СССР на русском и латинском языках.
Источники:
http://www.krugosvet.ru
http://chemistry.narod.ru
http://www.ucheba.ru
http://www.textreferat.com