Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Маймонид

Маймонид/ Maimonides

   Праведники не умирают. Пока мы повторяем их святые слова, они живут вместе с нами.

 Маймонид - еврейский философ-талмудист, врач и систематизатор еврейского Закона. Настоящее его имя – Моше бен Маймон.

По общему признанию, Маймонид был крупнейшим еврейским философом средневековья, а его труд «Наставник колеблющихся» является наиболее значительным философским произведением, созданным религиозным евреем. Этот труд написан на арабском языке под названием «Далалат ал-хаирин» («Путеводитель блуждающих») и вскоре дважды переведен на иврит под названием «Море невухим» («Наставник колеблющихся»). Эти переводы определили направление еврейской философии с начала 13 в., и на протяжении всего остального периода средневековья почти все философские труды цитировали Маймонида, разделяя или критикуя его взгляды.

Труды Маймонида были подвергнуты критике, как при жизни философа, так и в последующие столетия. Со временем, однако, трактат «Второй Закон был принят в качестве кодекса еврейского закона, а «Путеводитель колеблющихся», переведенный на многие языки, оказал огромное влияние на христианских и еврейских философов, в том числе на Альберта Великого, Дунса Скота, Александра из Гэльса, Спинозу и Моисея Мендельсона.

Разумное доказательство существования Бога, единства Его бытия и бестелесности, по Маймониду, вполне осуществимо. Мирское, согласно Маймониду, то есть, то отсутствует: поскольку оно не имеет в себе оснований собственного бытия, постольку оно отсылает нас к бытию иного порядка — к бытию необходимому. Или: в свете концепции творения в мирском присутствует нечто более высокое, чем необходимое бытие. Утверждая иное, мы ставим под сомнение свободу Божьего промысла. Так как Бог являет собой действующую и финальную причину универсума, то действующий интеллект един и отличен от умов людей, наделенных лишь пассивным интеллектом. Действуя, люди уменьшают дистанцию между собой и подлинным интеллектом. Умирая, люди утрачивают индивидуальные различия промеж собой: остается лишь чистый, высший интеллект — в этом смысле (как фрагмент указанного интеллекта) человек бессмертен. Аргументы Маймонида оказали определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего «Раби Моисея») и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. Маймонид, видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской.

Маймонид: праведники не умирают

 

Раби Моше Бен Маймон родился накануне праздника Песах в 4895г. - 1135г. Он родился в очень известной семье, которая могла проследить свою родословную вплоть до раби Иеуды аНаси, составителя Мишны, и до царя Давида. Его отец, раби Маймон, судья города Кордовы в Испании, дал ему хорошее образование в Торе и светских предметах, таких как математика, астрономия и философия. Моше отличился во всех этих занятиях.
Он учился у своего великого отца, поэтому в своих трудах он иногда называет его раби – учитель.
Он жил в очень трудное и трагическое время для испанских евреев. Алмохады – мусульманские фанатики - занимали город за городом. Они ненавидели все другие религии и пытались обратить евреев в мусульманство. Те, кто отказывались обращаться, были изгнаны из страны или убиты. В то время как большинство евреев спасалось бегством, некоторые внешне принимали новую религию, но внутри все еще хранили верность еврейской вере.
Семейство Рамбама, также как тысячи других, бежало из Кордовы и долго странствовало, ища место, где бы их не преследовали. Это была трудная задача в те непростые времена. Наконец, семейство обосновалось в Марокко, в городе Фез, который был древней столицей Северной Африки. И даже здесь евреи не могли практиковать иудаизм открыто – только у себя дома. Некоторым видным людям, таким как семейству раби Маймона фактически предоставили особую «привилегию» практиковать их религию открыто. Несмотря на многие трудности в жизни и постоянные странствия, ничто не могло удержать Рамбама от изучения Торы. Еще будучи молодым человек двадцати трех лет, он уже начал писать свой комментарий на Мишну, который он назвал «Сефер аОра», но который стал известным как «Комментарий Рамбама на Мишну». Ему потребовалось семь лет, чтобы завершить этот труд. Он написал его на Арабском языке, чтобы еврейские массы могли его понять. Позднее он был переведен на иврит. Кроме того, что он объясняет каждую мишну ясно и точно, он также сообщает нам алахический закон, которому мы должны следовать.
В то время некоторые видные раввины сильно критиковали тех евреев, которые были вынуждены формально принять мусульманство, и требовали, чтобы они жертвовали жизнями за веру. Они говорили, что эти люди считаются отступниками – неевреями и теряют свою долю в мире грядущем. Это только ухудшало ситуацию, так как многие насильно обращенные теперь решили полностью отойти от иудаизма. Они решили, что они могут получать удовольствия этого мира, раз, в любом случае, они уже потеряли свою долю в мире грядущем.
Не смотря на то, что Рамбам тогда был еще молодым человеком, он видел их ситуацию совсем иначе и встал на их защиту. Он написал им длинное эссе «Послание обращенным», объясняя, что несмотря на все, что они сделали, они все еще считаются евреями, и не должны отчаиваться. Он решительно осудил тех, кто смел называть их вероотступниками, так как это термин используется для тех, кто отходит от иудаизма добровольно. Он, конечно, призывал их бежать из-под гнета как можно скорее, чтобы они могли снова открыто быть евреями.
Поскольку ситуация в Фезе становилась все труднее, в 1165 году, его семейство пустилось в плавание к берегам земли Израиля. На пути разразился страшный шторм, и казалось, как будто судно вот-вот опрокинется, и все погибнут. Чудесным образом судно смогло остаться на плаву, и они, наконец, прибыли в порт города Акко. В то время страна была под христианским господством и насчитывала не более тысячи еврейских семей. Рамбам оставался там недолго.
В 1166г. он уехал в Египет и обосновался в городе Фостат, главном центре Торы. Здесь он перенес большую личную трагедию, когда его жена, два ребенка и его отец умерли в течение короткого периода времени. Все же, его самый большой удар был, когда он узнал, что его любимый брат Давид пропал в море и погиб. Рамбам был потрясен этой потерей. Его брат был богатый торговец алмазами и поддерживал его семейство, чтобы он мог проводить все свое время, изучая Тору. Теперь Рамбам должен был начать медицинскую практику, чтобы прокормить себя и семейство покойного брата. В те времена раввины никогда не брали оплату за обучение Торе или за раввинский пост. Фактически, Рамбам в его комментарии к трактату «Поучения отцов» осуждает практику принятия денег за преподавание Торы.
Его слава великолепного врача быстро распространилась, и он был нанят персональным врачом Саладина, Египетского правителя. Это решило его финансовые проблемы, но очень изматывало его и забирало всё свободное время.
В одном из своих писем он описывает день своей жизни, и непонятно, где он находил время писать труды.
Несмотря на все личные обязанности, он все еще находил время помогать каждому. В тот же период он боролся с сектой караимов. Это была еврейская секта, которая не принимала учения наших мудрецов, а принимала только письменный Закон. Караимы существуют и по сей день, но их очень немного.
Несмотря на свою загруженность, он находил время писать шедевр, называемый «Мишне Тора» или «Яд аХазака», то есть «Крепкая рука». Числовое значение слова «Яд» равняется 14, и является количеством главных разделов, на которые эта работа разбита. Он начал писать ее в 1171 году, в возрасте 36 лет, и закончил десятью годами позже.
Традиция гласит, что в ночь 8 кислева 1181 года, когда его работа была завершена, отец пришел к нему во сне с человеком, чьё лицо сияло подобно солнцу, и сказал ему, что это Моше Рабейну. Они пришли, чтобы увидеть его работу и дать ей самую высокую оценку.
В 1170 году Рамбам пишет «Послание в Йемен».
В декабре 1204 года в возрасте 70 лет выдающийся мудрец раби Моше Бен Маймон скончался в городе Фостат в Египте. Легенда гласит, что когда его тело несли в землю Израиля для захоронения, процессия подверглась нападению разбойников. Но когда они узнали что несут святого человека, они никого не тронули, и процессия продолжила свой путь в город Тверия в Израиле, что на берегах озера Кинерет, рядом с могилой своего отца, а также с могилой мудреца древности раби Йоханана Бен Закая.
Праведники не умирают. Пока мы повторяем их святые слова, они живут вместе с нами.

Источники:

http://www.krugosvet.ru

http://slovari.yandex.ru

http://www.eleven.co.il

http://www.rambaminrussian.org/



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Марк Аврелий

Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе.

 

Сделать стартовой