Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Мейнонг Алексиус фон

Алексиус фон Мейнонг/Aleksiys fon Meinong

 

 Известность Мейнонга в какой-то мере была парадоксальной - он более известен как объект спора.


Имя Алексиуса Мейнонга (1853-1920) сегодня практически не звучит в контексте философии сознания специалистов по истории западной философии. Его упоминают лишь в связи с Э. Гуссерлем, с которым он вел активную переписку, а также, если речь идет о философии Ф. Брентано, коль скоро А. Мейнонг был его учеником, или в аспекте обсуждения проблем философских произведений К. Твардовского, Х. Эренфельса, Т.Г. Масарика.

После Эренфельса ученик Брентано, австриец Алексиус фон Мейнонг создал в университете Граца философскую школу и первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии. Он выделил два типа предметов: 1) элементарные предметы, сенсорные данные (цвета, звуки и т.п.) и 2) предметы более высокого порядка, к которым причисляются формы, или структуры. Если простые предметы образуются в результате деятельности периферийных органов чувств, то предметы высшего порядка связаны с элементарными отношением «обоснования», будучи результатом продуцирующей активности субъекта. «Теория объектов» (1904) - одна из самых важных работ Мейнонга.

Известность Мейнонга в какой-то мере была парадоксальной - он более известен как объект спора, так как с ним полемизировали Б. Рассел, Д. Мур, Л. Витгенштейн, Г. Райл, М. Финдлей. В этом плане учитывается его влияние на развитие феноменологии Э. Гуссерля: тот же М. Финдлей указывает в книге о Мейнонге, что и «Логико-философский трактат», и «частые сноски… на не-бытийствующее и не-существующее в «Голубой книге» свидетельствуют о весомом, хотя и не прямом воздействии А. Мейнонга».

Стоит отметить, что в силу основательности, последовательности и высокой степени теоретичности основные цели и смысл работ Мейнонга порой ускользают от читателя. Это привело к тому, что его противники чаще спорят по поводу конкретных примеров и облегченных отступлений в тексте произведений Мейнонга, чем по поводу концепции. Это актуализирует обращение к творчеству А. Мейнонга тем более, что по утверждению Р. Халлера, «эта глава истории австрийской философии еще не написана».

Философия Мейнонга

Алексиус фон Мейнонг родился в дворянской католической семье.

Он должен был стать юристом, и достаточно долго его образование тому соответствовало. Как пишет философ в автобиографии, в 1874 году он «еще примерный студент юридического факультета, больше всего воодушевленный лекциями Карла Менгера по национальной экономике». Это стоит подчеркнуть особо, ведь на первый взгляд экономист менее всего может подтолкнуть студента к созданию новой метафизики. Но только не К. Менгер, работа которого «Принципы политической экономии» стала в 1871 году подлинной сенсацией. Через четыре года после выхода первого тома «Капитала» Маркса К. Менгер подверг критике трудовую теорию стоимости, заложив основы неоклассической экономики, обосновав закон убывающей предельной полезности.

Экономическая теория К. Менгера строится на психической оценке потребности, соответственно стоимость - это результат столкновения значений товара, проявляющийся в психической реальности. Лекции Менгера были очень популярны, а их влияние разносторонне. Под этим влиянием, а также в соответствии с внутренним стремлением, Мейнонг с 1875 года твердо решает посвятить себя философии.

Интерес к философии у А. Мейнонга и до этого времени был достаточно сильным: как и многие австрийские философы, он начал с критики И. Канта. Правда, это была юношеская критика, и сам А. Мейнонг писал: «Результат моего наивнейшего радикализма в критике И. Канта был совершенно примитивен». В юности он активно занимается философией, и в этой ранней деятельности анализ «Критик» Канта играет существенную роль.

Ученую степень А. Мейнонг получил, занимаясь философией Д. Юма. Свою академическую карьеру он начал в Граце в качестве профессора, когда ему еще не было тридцати лет. В 1894 году он открыл первую в Австрии лабораторию по эмпирической психологии, где и сложился круг его учеников, в числе которых А. Хефлер (1870-1915), Ст. Витачек (1878-1927), Э. Малли (1879-1944).

А. Мейнонг находился под влиянием раннего Брентано «аристотелевского» периода. Работы А. Мейнонга, их структура, логика, строгость отчасти отражают искания его учителя. Но в наибольшей степени на формирование философского мировоззрения Мейнонга оказало учение Брентано об интенциональном, или интенциональных отношениях.

Работа Мейнонга «Самоизложение» представляет собой авторское резюме собственного профессионального и жизненного пути. Работа над ним была закончена в начале 1920-го года, но редактирование продолжалось вплоть до осени того же года (философ скончался 27-го ноября).

Наибольшую известность Майнонгу принесла так называемая «теория предметов». Все есть предмет, однако большие и важные группы предметов до сих пор не исследованы традиционными науками, занятыми познанием действительного, между тем как сущее недействительное, а также несущее, возможное и даже невозможное могут быть предметом познания. Главные классы предметов могут быть охарактеризованы исходя из главных классов схватывающих переживаний. Таким образом, четырем классам переживаний – представлению, мышлению, чувству и желанию противостоят объекты, объективы, дигнитативы и дезидеративы. Предметы упорядочены иерархически: например, отличие – это предмет высшего порядка (релят) относительно того, что является отличным (комплекс), или мелодия – относительно отдельных звуков, из которых она состоит. Далее речь идет об онтологическом статусе предметов. Так, в бытии различия между красным и зеленым усомниться нельзя, но это различие не существует, скорее он лишь имеется в наличии. Также число книг библиотеки не существует наряду с этими книгами.

Проблема ценности у Мейнонга исследуется в рамках той же методологии, что и вся теория предмета: выясняется природа ценностных предметов, рассматриваются психологические аспекты переживания ценностей, затем осуществляется выход к проблеме объективных ценностей, конструирование своего рода ценностного универсума. Мейнонг исследует дигнитатив и дезидератив параллельно, уточняя, что в первом случае мы имеем дело с главным ценностным переживанием, а во втором случае - с желанием, или, точнее, с потребностью в ценном, то есть в чем-то более близком субъекту, но не всегда от этого более конкретном. Одно для Мейнонга очевидно: любое ценностное переживание - это всегда переживание, укорененное каким-либо интеллектуальным актом: суждением или по крайней мере представлением, восприятием. В широком смысле ценностное переживание - это составляющая часть феномена, и оно не может рассматриваться вне взаимодействия с другими элементами. Языковые символы, фантазии, воображаемые объекты обосновывают ценностное переживание, создавая возможность говорить об объективном в сфере ценностных переживаний.

Источники:

http://society.polbu.ru

http://articles.excelion.ru

http://old.russ.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Томас Ла Манc

Жизнь — это то, что случается с нами, пока мы строим планы на будущее.

 

Сделать стартовой