Мерло-Понти Морис
Морис Мерло-Понти/ Maurice Merleau-Ponty
Человеческое тело - ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование меня самого. Мерло-Понти |
Мерло-Понти - французский философ, представитель феноменологии и экзистенциализма.
Профессор философии в Коллеж де Франс, профессор детской психологии в Сорбонне. Испытал влияние идей гештальтпсихологии, Гуссерля, Хайдеггера, Сартра. Мерло-Понти работал над неопубликованными работами основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. В то время, он пришёл к выводу, что интенциональности - это характеристика не только сознания человека, но и всего человеческого отношения к миру. После этого он создал понятие об осмысленном, открытом миру, досознательном существовании (экзистенции).
Широкую известность Мерло-Понти приобрел, когда вместе с Сартром основал журнал «Тан модерн», ставший трибуной французских интеллектуалов, увлекавшихся экзистенциализмом и марксизмом. В 1953 году Мерло-Понти порвал с Сартром из-за его сближения с коммунистами и симпатий к СССР. Мерло-Понти ввёл понятие о досознательном («телесном») существовании (экзистенции), которое не замкнуто в себе, а осмыслено и открыто миру. Всё бытие человека является реализацией и раскрытием его экзистенции, осуществляющейся в бесконечном диалоге субъекта с миром.
Главные темы творчества Мерло-Понти — специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром; характер и механизмы «жизненной коммуникации» между сознанием, поведением человека и предметным миром; присутствие и конституирование в опыте экзистенции фундаментальных смыслообразующих структур и содержаний, организующих опыт как целостность и мир как конкретную ситуацию; способы феноменологического анализа и прочтения интенциональной жизни сознания и экзистенции и др.
Философия Мерло-Понти
Морис Мерло-Понти (1908-1964) - один из самых значительных феноменологов 30-50-х годов. Еще в гимназические годы он начал интересоваться философией.
В 1926-1930 гг. Мерло-Понти учился в Ecole Superieure, где познакомился с Ж. Ипполитом, Ж.-П. Сартром, С. де Бовуар. Он прослушал упомянутый курс А. Кожева. Кроме этих философов на духовное становление Мерло-Понти большое влияние оказал А. Бергсон. В 1932-1935 гг. Мерло-Понти преподавал в лицеях, в 1935-1939 гг. был репетитором в alma mater.
В эти годы он испытал глубокое воздействие феноменологии, опосредствованой прежде всего теми ее толкованиями, которые вышли из-под пера поселившихся во Франции эмигрантов из России Г, Гурвича и Э. Левинаса. Параллельно Мерло-Понти заинтересовался гештальтпсихологией, получившей развитие и во французской психологической науке. Он начал работать над кандидатской диссертацией, которая была посвящена проблеме восприятия в феноменологии и психологии. В 1935-1937 гг. Мерло-Понти принимал участие в работе группы Э. Мунье, издававшей журнал «Эспри». В эти же годы Мерло-Понти стал интересоваться марксизмом. В 1939-1940 гг. он служил в армии.
В годы второй мировой войны Мерло-Понти преподавал философию в Париже. Он входил вместе с Сартром в группу движения Сопротивления «Социализм и свобода». Продолжая исследовательскую работу, Мерло-Понти опубликовал два больших и значительных произведения – «Структура поведения» (1942) и «Феноменология восприятия» (1945).
В 1949 философ был приглашен в Сорбонну, где читал лекции по детской психологии, а в 1952 стал профессором Коллеж де Франс, где преподавал вплоть до своей кончины в Париже 3 мая 1961г.
Вторая половина 40-х и 50-е годы оказались для Мерло-Понти поворотными: тоталитаризм все более отталкивал его от марксизма и социализма.
Эти умонастроения отразились в книге «Приключения диалектики», приведшей к разрыву с Сартром и Симоной де Бовуар. Незадолго перед смертью Мерло-Понти снова начался процесс их сближения. Мерло-Понти долгое время оставался верным феноменологической философии. Но к концу 50-х годов наметилось его движение в сторону новой онтологии, что получило выражение в книге «Видимое и невидимое» (1959).
Французский феноменолог охотнее всего пользовался поздними размышлениями Гуссерля, где, в частности, анализ перемещался со структур чистого сознания к человеческому телу и кинестезии тела. Телу человека придается новое значение: оно является «анонимным» носителем Я; в нем воплощается моя предыстория; оно есть «доперсональный субъект». Мерло-Понти утверждает: поскольку мое тело осуществляет процесс восприятия, то «воспринимаю не я, а нечто во мне». Человеческое тело - ни вещь и ни сознание, но неизбежное предсуществование меня самого. Вопреки Декарту и Гуссерлю Мерло-Понти утверждает: от «я мыслю» неправомерно переходить к «я есть», ибо «мое бытие не сводится к сознанию, которое я имею относительно бытия; как раз наоборот, «я мыслю» находит себя включенным в трансцендентальное движение «я есть», а сознание - включенным в существование, экзистенцию».
В произведениях Мерло-Понти важную роль играют критические размышления о диалектике. «Дурная диалектика» - та, которая делает из диалектического метода учение о самом бытии: когда всерьез полагают, что связи самого бытия выражаются в конструкции высказываний, имеющих форму триады - тезиса, антитезиса и их синтеза. Диалектику нельзя превращать в доктрину. Применять диалектику как метод можно и нужно, однако с учетом того, что подлинная диалектика не имеет ничего общего с застывшими истинами, что она предполагает постоянную «самокритику истины», преодоление опасностей позитивизма и негативизма.
Источники: