Мур Джордж
Джордж Мур/ George Moore
В конечном счете существует лишь одна раса: человечество.
Джордж Мур
Джордж Мур - английский философ. Выступил с обоснованием неореализма («Опровержение идеализма», 1903); разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма.
Мур – один из самых влиятельных мыслителей в современной англо-американской философии; это влияние обусловлено не только предложенным им методом философствования, но и рядом концепций, с которыми связывают его имя. Усилия Мура были направлены на анализ относительно частных, хотя и фундаментальных философских проблем; и он стремился до конца разобраться в смысле высказываний философов и предпосылок, на которых зиждилась истинность либо ложность их тезисов.
В сферу его интересов входили этика, теория познания и методы философского анализа. Многие его идеи послужили началом целых направлений в философии, однако сам он в дальнейшем нередко отвергал или серьезно видоизменял свои тезисы.
Среди публикаций Мура можно отметить «Философские исследования» (1922); «Некоторые главные проблемы философии» (1953); «Философские работы» (1959); «Книга общих мест», 1919–1953 (1962).
Джордж Мур и его вклад в философские исследования
Джордж Эдвард Мур (1873–1958), родился в Лондоне 4 ноября 1873.
В 1898–1904 член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940–1944 преподавал в ряде американских колледжей и университетов, затем вернулся в Кембридж. В 1921–1947 Мур – редактор журнала «Майнд» («Mind»). В 1918 был избран членом Британской академии наук, в 1951 награжден орденом «За заслуги». Умер Мур в Кембридже 24 октября 1958. Главным вкладом Мура в этику был анализ смысла фундаментальных этических понятий – «добра», «правильности» и «долга», прежде всего в работе «Начала этики» (1903). С его точки зрения, добро постижимо только в непосредственной интуиции (т.н. этический интуитивизм). Мур энергично критиковал главные этические системы за попытку определить смысл «добра» в «натуралистических» терминах удовольствия, полезности и др. В его понимании интуиция позволяет увидеть, что благие вещи в жизни суть определенные целостности, состоящие из эстетических наслаждений, любви и дружбы.
Работы Мура по теории познания позволяют говорить о нем как о пионере движения, ставившего целью возрождение платоновского реализма. В статье «Опровержение идеализма» (1903), опубликованной в журнале «Майнд», были подвергнуты критике субъективистские теории познания, например теория Беркли, в которой существование вещей поставлено в зависимость от их восприятия. Во многих существенных моментах Мур оставался реалистом, хотя в ряде пунктов счел свои ранние взгляды сомнительными. В статье «Природа суждения» (, 1898), также оказавшей большое влияние на последующее развитие философии и логики, он подверг подробному анализу и критике одно из главных допущений гегельянства (в частности, системы Ф.Брэдли), а именно тезис о том, что не существует чисто внешних отношений. Согласно абсолютному идеализму, все отношения являются внутренними и необходимыми. Представление о «внутренних отношениях» опирается на холистическое учение о том, что свойства индивидуальных вещей в каком-то смысле вторичны по отношению к свойствам всей Вселенной в целом, такая же зависимость прослеживается между разумом и «внешними объектами». Критика теории внутренних отношений была проведена Муром и Б.Расселом с точки зрения т.н. атомистической картины мира, согласно которой мир состоит из множества индивидов, отношения между которыми существуют или не существуют в силу случайных обстоятельств.
Работы Мура, посвященные методу философии, привлекли внимание к роли лингвистического анализа в решении философских проблем. Мур пытался показать, что ряд традиционных проблем нельзя считать подлинными, поскольку они возникают вследствие неверного употребления обыденного языка. Он также встал на защиту позиции здравого смысла и шотландской школы Т.Рида. Плодотворной для многих областей философии оказалось предложенное им в этой связи различение между пониманием смысла таких суждений здравого смысла, как «Земля существовала многие годы», и способностью провести правильный анализ этого смысла.
Источник: