Нибур Рейнгольд
Рейнгольд Нибур/ Reinhold Niebuhr
В философском отношении наиболее интересна постановка вопроса о человеке, предложенная Нибуром. |
Нибур - американский протестантский теолог. Он развил идеи «христианского социализма», или «социалистического христианства» (1930). Он создал два журнала «Радикальная религия» (1935) и «Христианство в эпоху кризиса» (1941). Названия журналов - это и обозначение главных тем, вокруг которых концентрировалась творческая деятельность Нибура. Он принимал активное участие в экуменическом движении - в «Оксфордской конференции» (1937) и в Амстердамской встрече мировых церквей (1948).
В философском отношении наиболее интересна постановка вопроса о человеке, предложенная Нибуром. Что такое человек - если учитывать его греховность? И чем человек может стать - если учесть, что на него распространяется милость Бога? В главном труде Нибура «Природа и судьба человека» (1941 -1943) запечатлена эта двойственная постановка вопроса о человеке. Нибур опирался на традиции Августина, Лютера, Паскаля, Кьеркегора. Он высказал диалектические идеи о человеке и его природе, о человеке и его отношении к обществу.
К основным трудам Нибура относятся: «Моральный человек и аморальное общество» (1932), «Опыт интерпретации христианской этики» (1935), «Природа и участь человека» (в 2 т., 1941–1943), «Ирония американской истории» (1952), «Природа человека и его сообщества» (1965), «Вера и политика» (1967).
Философские взгляды Рейнгольда Нибура
Нибур родился 21 июня 1892 в Райт-Сити (шт. Миссури) в семье протестантского пастора. Образование получил в Элмхерстском колледже (шт. Иллинойс), Иденской теологической семинарии (Сент-Луис, шт. Миссури) и Йельском университете. Став пастором в церкви Евангелический синод Северной Америки, он служил в Бетельской евангелической церкви Детройта (шт. Мичиган) до 1928, когда стал профессором христианской этики и философии религии в нью-йоркской Объединенной теологической семинарии. С 1956 и до своей отставки в 1960 был вице-президентом семинарии. Она была сконцентрирована вокруг так называемой социальной этики и именовалась «прикладным христианством».
Нибур развил идеи «христианского социализма», или «социалистического христианства» (1930). Он создал два журнала «Радикальная религия» (1935) и «Христианство [в эпоху] кризиса» (1941). Названия журналов - это и обозначение главных тем, вокруг которых концентрировалась творческая деятельность Нибура. Он принимал активное участие в экуменическом движении - в «Оксфордской конференции» (1937) и в Амстердамской встрече мировых церквей (1948). Умер Рейнгольд Нибур 1 июня 1971 г. в Стокбридже (Массачусетс).
Брат Рейнхольда Нибура – Ричард Нибур (1894–1962) – известный американский протестантский теолог.
Социальные последствия индустриализации и широкое распространение конвейерного производства потрясли либеральную теологическую ориентацию Нибура, заставив его искать более глубокого, более библейского и более реалистического понимания роли христианской веры в жизни современного человека. Нибур присоединился к представителям европейской диалектической теологии, подтверждая истинность библейского основания. Благодаря Библии, воспринимаемой как человеческая запись самооткровения Бога, Нибур пришел к критическому, но плодотворному пересмотру своих взглядов на природу и участь человека.
Из-за эгоистической любви к себе человек становится корыстно заинтересованным в собственной праведности и делает опрометчивый вывод, что может достичь праведности собственными усилиями. Таким образом человек путает свою частичную способность выйти за свои пределы со способностью доказать свою власть над миром и самим собой. Бог открывает себя в Иисусе Христе, олицетворяющем жертвенную любовь, которая преодолевает человеческое искушение самообожествлением.
Источники: