Новалис
Новалис/ Novalis
Человеком стать - это искусство.
Новалис |
Новалис – псевдоним. Настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг – (1772–1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма.
В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.
Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 1890-х. «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы», - написал Новалис в 1798 году.
Творческое наследие Новалиса включает циклы стихотворений, самым известным из которых является цикл «Гимны к ночи», роман «Генрих фон Офтердингер» и «Фрагменты», в которых сконцентрированы философские и эстетические мысли писателя.
В поисках общественного идеала Новалис обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом («Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826 г.).
Новалис – «йенский романтик»
Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом имении Обервидерштедт в Саксонии, был старшим сыном; вырос в тесном кругу благочестивой семьи. Получил традиционное для его положения юридическое образование в университетах Йены и Лейпцига (1790-1791) и, видя себя в будущем преемником отца в должности управляющего Саксонскими соляными копями, изучал экономику и горное дело во Фрайбурге (1797–1798).
Во время учебы в Йене Новалис сблизился с литературным кружком, душой которого были братья Шлегель; в него входили также философы И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинг и поэт Л.Тик. В «Атенеуме», влиятельном журнале, издаваемом Шлегелями, Новалис опубликовал сборник блестящих афоризмов «Цветочная пыльца» (1798) и прозаическую версию «Гимнов к ночи».
Сильнейшим испытанием в жизни Новалиса стала любовь к невесте Софи фон Кюн, умершей в 1797 в возрасте пятнадцати лет. Потрясение близостью любви и смерти заняло центральное место в его жизни и творчестве. Сплавляя воедино любовь, ночь, христианство, европейский и восточный мистицизм, Новалис воспринимает и изображает любовь как первозданную космическую и чисто индивидуальную силу, когда душевное переживание обеспечивает духовное слияние со всей вселенной. Поэтическим воплощением этих воззрений стали «Гимны к ночи» (1800), отдающие предпочтение таинственному мистическому царству ночи любви и веры перед миром здравого смысла и просвещенного разума.
В незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (1800, опубл. 1802) герой-поэт ищет «голубой цветок», который привиделся ему во сне. Здесь философия и поэзия нераздельны; философия определена как тоска по родине, и на экзистенциальный вопрос «Куда же мы идем?» дается поразительный ответ: «Всякий путь ведет домой». Чрезвычайно важна и в корне новая концепция языка у Новалиса, нашедшая выражение в этом романе и во фрагменте «Монолог» (1798). Взгляды Новалиса на природу поэзии и использование языка оказали мощное воздействие на французских символистов и всю поэзию 20 в.
Умер Новалис в своем имении 25 марта 1801.
Творчество Новалиса включает также незаконченный философский роман «Ученики в Саисе» (1798, опубл. 1802), сборник религиозных стихов «Духовные песни» (опубл. 1802), философско-культурологическое эссе «Христианство, или Европа» (1799, полное изд. 1826), где духовное, политическое и культурное единство католического Средневековья противопоставлено разрушительным силам Реформации и Просвещения. А также теоретические работы о поэтике, особенно «Сказки» в посмертно опубликованных «Фрагментах» и «Дневниках».
Источники: