Ономакрит
Ономакрит/Onomakrit
Ономакрит — важнейший представитель древнегреческой мистической поэзии. |
Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, напр. teletai (религиозные таинства) и titanograjia, вероятно тождественного с Jeogonia, и редактором орфического сборника.
Некоторые факты свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце VI в. В Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влияние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно, Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины. Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катихизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, при чем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги - скорее отвлеченные понятия.
Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий «круг необходимости», путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, «освободиться от круга и вздохнуть от зла».
Афинский поэт Ономакрит
Ономакрит — афинский поэт VI в. до Р. Х., важнейший представитель древнегреческой мистической поэзии. Им составлены так называемые «Оракулы» — сборники пророческих песен, приписываемых Орфею и Мусею. Под именем Орфея Ономакрит, как полагают, написал поэтическую историю богов («Теогонию»).
Литература орфиков получила особое распространение в III-IV вв. По Р. Хр., Когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: Orjika или Ta eiV ›Orjea anajeromena. Сюда вошли мифологическая Эпопея Argonautika, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы и LiJika - теургический эпос в 768 стихотворениях, в котором Ономакрит рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней. Еще также литургические стихотворения, обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, например, Стихотворение krathr (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия ПeploV(одежда), diktuon (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и собиранием александрийские ученые.
Ономакрит пользовался большими влиянием при дворе Пизистрата и сыновей его, но одно время был в немилости тиранов, за допущенное им тенденциозное искажение в тексте «Оракулов». Впоследствии Ономакрит, вместе с Гиппием, жил в Персии, где своими песнями старался склонить Ксеркса к войне с Грецией.
Ономакрит считал, что боги не в силах отказать человеку, если он пришел в храм, держа в руках горный хрусталь. Римские врачи в начале нашей эры применяли шары из горного хрусталя как «зажигательные стекла» для прижигания ран. По преданиям, все боги пьют амброзию только из хрустальных кубков. Чистота и прозрачность горного хрусталя стали символом скромности и чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.
Источники: