Ортега-и-Гассет Хосе
Хосе Ортега-и-Гассет/ Jose Ortega y Gasset
Миссией человека на земле явлется установление ясности… Ясность - не сама жизнь, а полнота жизни Хосе Ортега-и-Гассет |
Хосе Ортега-и-Гассет - испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега и его современник Мигель Унамуно известны как «философы агоры», люди, которые популяризировали свои идеи с помощью газетных статей, специально созданных для этой цели журналов, в книгах и публичных лекциях. В его сочинениях, как и в работах Унамуно, форма и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует необычными и изящными метафорами, возникающими (по его же теории) из неудовлетворенной потребности в выражении. Будучи настоящим художником слова, Ортега артистически пользовался языком метафоры и благодаря этому стал уникальным мыслителем нашего времени.
Всемирную славу Ортеге принесла его работа «Восстание масс» (1930). В каком-то смысле название не соответствует содержанию, ибо под массами не имеется в виду пролетариат. Согласно Ортеге, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Последняя лишена способности к самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек «массы» посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть, быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе. Наличие огромного числа таких людей характерно для 20 в. Благодаря либеральной демократии и техническому прогрессу стал возможен высокий уровень жизни, который льстил самолюбию тех, кто пользовался его выгодами и не думал ни об ограниченности своего существования, ни об окружающем огромном мире. Работа Ортеги заканчивается требованием, чтобы власть была передана меньшинству – духовной элите. Он также предлагает, чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала оказывать влияние на ход событий в мире.
Ортега-и-Гассет – выдающийся мыслитель современности
Ортега родился в Мадриде 9 мая 1883. Получил образование в Малаге и Мадриде, стал доктором философии в 1904. Уже в 1902 писал статьи для газеты «Эль Импарсиаль». Стажировался в Марбургском университете у Германа Когена, который оказал на него значительное влияние. В 1910 стал профессором метафизики Мадридского университета.
В 1914 Ортега опубликовал свою первую книгу – «Размышления о Дон-Кихоте» и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика», в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.
В 1915 в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де Айела основал журнал «Испания», а в 1917 – «Эль Соль». Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 учредил журнал «Ревиста де Оксиденте», в котором испаноязычному миру предлагались новейшие достижения в области философии, науки и литературы.
Когда генерал Примо де Ривера провозгласил себя диктатором Испании в декабре 1923, Ортега, как и многие другие профессора, отказался от должности в университете. В феврале 1931 за два месяца до смены режима он образовал небольшой политический союз «Группа на службе республики», а затем был избран в новую конституционную ассамблею. В 1933 Ортега ушел из политики, а когда началась гражданская война, покинул Испанию. В 1936–1945 жил в Европе, Аргентине и Португалии. В 1948 основал в Мадриде Институт гуманитарных наук. Умер Ортега в Мадриде 18 октября 1955.
По складу ума Ортега был философом-публицистом. Его живая речь - устная и письменная - обращена к широкой аудитории. Его мысль полемична, диалогична, сочетает в себе европейскую выучку и испанскую эмоциональную раскованность. Ортега учился у неокантианцев, прошел школу философии жизни и в итоге выработал оригинальное экзистенциальное мировоззрение. Его считают предшественником Хайдеггера и Сартра, продолжателем Зиммеля. Он открывает темы массовой культуры и дегуманизации искусства, развитые впоследствии Канетти и Элиотом. Творческая манера Ортеги сочетает в себе вкус к диалектике, тонкую социологическую интуицию, развитое эстетическое чувство, страстную приверженность к темам своего времени.
По типу философствования, по осмыслению жизненных целей, Ортега - очень «русский» философ. При чтении его произведений возникают ассоциации с Бахтиным, Флоренским, Бердяевым. За десять лет до выхода книги Бахтина о Достоевском Ортега пишет о диалогической природе романа; подобно Флоренскому заботится о художественном выражении своей мысли, и говорит о влияние творения на своего творца. Бердяевская мысль о спасении мира в чем-то напоминает призыв Ортеги к преодолению пропасти между человеком и культурой, разверзшейся в ХХ веке.
Источники: