Парменид
Парменид/Parmenid
Одни считают его «отцом материализма», а другие – «отцом идеализма», поскольку в его произведениях можно найти подтверждение как одного, так и другого. |
Парменид - древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.
Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем; Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет;Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.
Благодаря Платону, Плотину и Проклу онтология Парменида господствовала в европейской философии до начала нового времени. Сущность этой онтологии понимают по-разному. Одни считают его «отцом материализма», а другие – «отцом идеализма», поскольку в его произведениях можно найти подтверждение как одного, так и другого. Парменид является одним из героев, давших имена диалогам Платона.
Парменид Элейский с его учением о бытии — грандиозная веха «на полпути» к Платону — вершине античной философии.
Парменид и его учение
Парменид (около 540-480 до н. э.) из италийского города Элеи, младший современник Пифагора, вошёл в историю как неординарный мыслитель, на многие века определивший облик и проблематику философии.
Происходил из знатной и богатой семьи. По-видимому, составил законы для жителей Элеи. На 65 году жизни посетил Афины. Вопреки господствовавшему в древности мнению, Парменид не был учеником Ксенофана, хотя концепция Бога у последнего и оказала влияние на его взгляды. Парменид основал Элейскую школу, его учеником был Зенон Элейский.
Несомненно, Парменид был знаком с учением Пифагора: в частности, есть сообщение о том, что он «примкнул к пифагорейцу Аминию».
Началами всего сущего Парменид вполне в духе Анаксимандра считал огонь и ночь. В понимании природы Солнца философ, видимо, также следовал Анаксимандру: в одном из сообщений говорится, что его «солнце – отдушина огня»
Но Луна у него заимствует свет у Солнца; значит, она должна быть отдельным небесным телом. Она «смешана из аэра (затвердевшего тёмного воздуха. - Прим. ред.) и огня». Но главное: в системе мира Парменида впервые упоминается шарообразная Земля. Это означало грандиозный шаг вперёд в познании мира, уводило от мифа к реальности.
В ту эпоху, как и много позже, у учёных не было наблюдательных данных, которые безусловно свидетельствовали бы о шарообразности планеты. Это видно хотя бы потому, что плоской её считал Демокрит, живший через сто лет после Парменида и, несомненно, знавший его поэму «О природе».
Признание шарообразности Земли явилось грандиозным потрясением основ представлений о мире. Оно предполагало отказ от многовековых традиций, освящённых опытом поколений и религией. Ведь «вселенская вертикаль» незримо присутствовала всюду. В традиционной мифологии воображаемая наковальня, сброшенная Гесиодом с неба, летит оттуда вниз до самого дна мира - Тартара.
Однако, чтобы признать Землю шаром, недостаточно было сбросить груз традиций. Требовалось ещё заменить стремление вещей падать вниз их стремлением двигаться к центру. Эту задачу Парменид решил, и довольно неожиданно. В середине мира философ поместил богиню Афродиту и родительницу Эрота, олицетворения любовного чувства. И если Эрот порождает желания, влекущие друг к другу живых существ, почему бы подобное стремление не приписать и другим вещам, которые богиня влечёт к себе любовью? Стоит вспомнить и о том, что творящей первопричиной Парменид считал огонь. Но его помещал в центр мира и пифагореец Филолай.
Источники: