Питтак
Питтак/ Pittak
Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она уже пришла. Питтак |
Питтак - один из семи мудрецов Греции, около 650—570 до Р. Хр. в Митилене, освободил отечество от тирании, отказался от предложенной ему власти. Ему приписывают изречения: «пользуйся мерой», «познай надлежащий час», «желай всем нравится», «никого не брани».
Как мудрец и законодатель, Питтак почитался у греков наравне с Солоном и Ликургом. входя в число Семи мудрецов. Его слова Платон упоминает в «Протагоре»: «С неизбежностью и боги не спорят».
На вопрос, что лучше всего, Питтак ответил: «Хорошо делать, что делаешь». На вопрос Креза, какая власть всего сильней, - «Та, что резана на дереве», то есть законы. Победы, говорил он, должны быть бескровными. Один фокеец сказал, что нужно отыскать дельного человека. «Если искать с пристрастием, то такого и не найти», - сказал Питтак.
На вопрос, что благодатно, он ответил: «Время». Что скрыто? – «Будущее». Что надежно? – «Земля». Что ненадежно? – «Море». Он говорил: дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла. Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют. Неудачей не кори - бойся себе того же. Доверенное возвращай. Не злословь ни о друге, ни даже о враге. В благочестии упражняйся. Умеренность люби. Храни правду, верность, опытность, ловкость, товарищество, усердие.
Кроме того, Питтак вошел в историю как выдающийся законодатель, впервые издавший письменный кодекс юридических норм.
Питтак: один из Семи мудрецов
Питтак из Митилены (родился в 651 до н. э. умер 569 до н. э.) — древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов.
Вместе с Алкеем и его братьями освободил родной город от тирана Меланхра, но вскоре явились другие претенденты на престол, и Алкей был изгнан. Вследствие удачного начальствования Питтака над митиленянами во время войны с афинянами, когда он, набросив сеть на предводителя противников олимпийского победителя Фринона, убил его, жители назначили его эсимнетом (выборный правитель). Получив в свои руки власть, Питтак подавил беспорядки и для предупреждения их на будущее время пересмотрел законы, особенно уголовные. Известно, что Питтак составил первые писанные законы Митилен, но о содержании этих законов древние авторы сообщают крайне скупо. Известно только, что Питтак ввел в своих владениях закон, который древние считали очень суровым:
«Кто совершит проступок во хмелю, с того взыскание вдвое против трезвого».
Он считал, что граждане не должны напиваться из-за того, что на острове производится очень много вина.
По свидетельству Диогена Лаэртского, правление его продолжалось с 579 до н. э. по 569 до н. э., а после, наведя порядок в государстве, сложил с себя полномочия и жил ещё десять лет.
Митиляне выделили ему надел земли, но Питтак посвятил ее богам. А Сосикрат утверждал, что Питтак все же выделил себе из этой земли крохотный участок со словами: «Половина больше целого!»
Поэт Алкей среди прочего упрекал Питтака в том, что тот занимается позорным рабским трудом, таким как молотьба или выпечка хлеба, а народная песня даже называла Питтака царем и тоже говорила:
«Мели, мельница, мели:
Так ведь мелет и Питтак,
Царь великих Митилен!»
Но философ Клеарх пояснял, что Питтак молол зерно вместо занятий гимнастикой.
Поэт Алкей был политическим противником Питтака и всячески обзывал его в своих стихах. Вот несколько наиболее характерных примеров.
Алкей называл его «плосконогим» из-за плоскостопия Питтака, который подволакивал ногу.
У Питтака на ногах были трещины, называемые «разлапинами», и Алкей называл его «лапоногим».
Алкей считал Питтака чрезмерно тщеславным и называл его за это «прыщом».
Из-за своего телосложения Питтак удостоился эпитетов «пузан» и «брюхан».
Питтак жил так скромно, что даже обходился в своем жилище без светильника, и получил от Алкея прозвище «темноеда».
Питтак не любил щеголять в новых и богатых одеждах, и Алкей обзывал его «распустехой».
Да, невозможно угодить своим врагам, но когда Алкей попал в руки Питтака, тот его отпустил его со словами:
«Лучше простить, чем мстить».
Рассказывают, что царь Амазис послал Питтаку жертвенное животное, попросив мудреца вырезать и прислать обратно лучшую и худшую часть его. Питтак недолго думал и отослал царю язык жертвы. За это мыслитель удостоился в древности восхищения и множества всяких похвал.
Следует, правда, заметить, что схожие предания сохранились о Бианте, Эзопе, Солоне и Фалесе.
Питтаку также приписывают ответ на вопрос о том, что он видел самое удивительное в мире. Он ответил: «Тирана в старости!»
Источники: