Плесснер Хельмут
Хельмут Плесснер/ Helmut Plessner
В творчестве Плесснера был реализован один из основных вариантов (эксцентрический) антропобиологической версии философской антропологии
Плесснер - немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.
В своих основных философско-антропологических сочинениях – «Ступени органического и человек»(1928) и «Смех и плач»(1941) руководящей для Плеснера идеей было понимание человека как существа эксцентрического, постоянно стремящегося к выходу за рамки непосредственного существования и бесконечного самоизменения - как существа экстатического в формулировке Хайдеггера и трансгрессивного в понятии Батая. Человеческий эксцентризм, в котором сливаются в неразделимое единство духовная и физическая сфера, определяет отношение каждого как к самому себе, так и к другому и окружающему миру в целом. Исходным и определяющим понятием философской антропологии Плеснера является понятие жизни, на что повлияла, будучи переосмысленной, концепция среды живого организма знаменитого биолога Икскюля. Впрочем, Плеснер исследует и пограничный опыт (понятие границы вообще является крайне важным для него, особенно в связи с проблемой тела. Которое как раз и можно понять как такую границу человеческого существования, в котором человек выступает посредником между жизнь и сферой трансцендентного - например, в опыте смеха и плача. Для Плеснера в человеке нет ничего однозначно стабильного и определенного, он весь и всегда есть неустойчивость и самоотчужденность что он стремиться показать не через метафизические спекулятивные конструкции, а через раскрытие биофизического и духовного единства человека.
Впрочем, следует признать. что антиметафизическая установка Плеснера не обрела должного фундаментального воплощения и не привела к философски основополагающему рассмотрению человека, а значит можно констатировать, что его антропология лишь претендовала на подлинный статус философской, на самом деле ограничившись позитивистски-феноменологическим описанием некоторых сторон существования человека, оставив задачу формирования остова философской антропологии будущему.
Хельмут Плесснер: жизнь и творческий путь
Плесснер (1892–1985) родился 4 сентября 1892 в Висбадене. Биолог по образованию, он с 1926 преподавал философию в Кельне, в 1933 эмигрировал в Голландию и преподавал социологию в Гронингене. После войны вернулся в Германию, был профессором в Геттингене. Главный философский труд Плесснера «Ступени органического и человек» вышел в 1928. Проходит школу гуссерлевской феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где тогда был основоположник феноменологического учения. С 1920 по 1933 г. преподает в университете Кельна, где знакомится с Шелером и становится его последователем. В 1933 г. Плеснер как лицо «неарийского происхождения» был уволен, в результате чего ему пришлось эмигрировать из Германии, сначала в Турцию, а потом в Голландию. В 1952 году получает приглашение стать профессором социологии Геттингенского университета, где и завершает свой жизненный путь.
Исходный принцип Плесснера таков: существует единая целостная структура человеческого существования, в нее входят и органическое тело, и его специфическая для человека направленность на мир. Плесснер смотрит на человека в перспективе биологии, он опирается на данные естественных наук, но его учение никак нельзя считать натуралистическим. Он создает вариант феноменологии и герменевтики, опираясь на труды Гуссерля и на «философию жизни» Дильтея. Данные опыта, на которые он ссылается, суть непосредственные данные опыта самого себя, феномены, а не «факты». Чтобы понять особенности человеческого поведения, следует исходить из конкретного опыта переживания с его специфическими структурами. Как и в герменевтике Дильтея, речь идет о понимании тех переживаний, которые скрыты за их объективациями, но Плесснер обращается не к текстам или к истории, но к самому человеческому телу или к «телесности», к живой человеческой плоти. Центральным понятием такой герменевтики является «выразительность», «экспрессивность». В таких присущих лишь человеку проявлениях, как смех или плач, Плесснер стремится обнаружить особое отношение тела и переживания, т.е. специфически человеческую выразительность. Предпосылкой этой герменевтики телесного является теория, которая связывает различные формы выразительности с органической фундаментальной структурой человеческой жизни. Плесснер детально описывает ступени органической жизни – миры растений, животных, человека – с их специфическим отношением к собственному «жизненному окружающему миру».
Плесснер стремится выяснить особенности того мира, который присущ человеку, сопоставляя его с мирами животных. С помощью понятия «позициональность» Плесснер стремится уйти от дуализма как метафизики, так и картезианской науки. Не «дух», как у М.Шелера, но особая структура витальных взаимоотношений со средой отличает человека от существ на более низких ступенях жизни. Живые организмы вообще не являются чем-то замкнутым и самодостаточным; они находятся в постоянном и активном соотношении со средой. Позициональность означает прежде всего наличие поля таких взаимоотношений. Та позиция, которую занимает живой организм в это поле, определяет его организацию, включающую в себя и его когнитивные структуры. Понятие позициональность психофизически нейтрально, а потому описание жизни любого организма осуществляется без употребления метафизических понятий. Организм животного является «центрированной» формой жизни: животное как бы исходит из центра и в него возвращается, оно воспроизводит себя как систему органов, которая строится вокруг этой середины. У растения такой центр отсутствует, его внутренняя структура не соотносится с изменениями среды, у него нет поведения, как вынужденной реакции на меняющиеся раздражители. Поведенческие центры животного нацелены на внешний мир, но сами они животным не переживаются, не испытываются. Иной является позициональность человека. Если животное соотносится с окружающим его миром из центра, то человек всякий раз покидает этот центр. Он уступает животному в витальности, поскольку у того нет разрыва между собой и миром, собой и своим телом. Человек испытывает свое тело, он живет в постоянном разрыве с самим собой, он то слит с телом, то переживает и осознает его как предмет. Эта двойственность образует ту структуру, которая называется Плесснером «эксцентричной позициональностью». Это особое отношение к миру, когда индивид испытывает себя то как переживаемую плоть, то как тело, которое оказывается на дистанции и противостоит самосознанию. Конститутивной для человека является «безродность», «искусственность»: он лишен укорененности в бытии, а потому должен творить себя самого, «делать себя тем, кем он уже является». Особенностью герменевтики Плесснера является то, что основное внимание в ней уделяется не языку, но мимике, смеху, плачу. В жестах, мимике, языке проступает переживание – изначальной их функцией является экспрессия, непосредственное и непроизвольное выражение переживаний. В мимике отсутствует присущий языку когнитивный момент, психическое содержание и передающая его физическая форма здесь слиты настолько, что «мы не можем отделить их друг от друга и передать как отношение знака и обозначаемого без того, чтобы не разрушить их непосредственное и непроизвольное жизненное единство» (1970). В мимике мы имеем дело не с инструментальным действием субъекта, направляющего свое тело к какому-то действию. Мимика непроизвольна, она не находится под контролем сознания. Это – жизненное единство переживания и тела. Если жесты сопровождают языковую коммуникацию и имеют сходную с языком функцию, а в мимике переживание и тело слиты до нераздельности, то плач и смех занимают место между двумя этими формами выразительности. Плач и смех не являются сознательной передачей какого-то сообщения, они реактивны и непроизвольны, они целиком захватывают человека. Хотя они могут обрести знаковый характер, изначально они лишены когнитивного содержания языка и жеста. Они не являются средствами передачи информации, в них непосредственно проявляет определенное психическое состояние. В плаче и смехе мы подходим к границам экспрессии, поскольку они захватывают человека целиком, и он утрачивает сознательный контроль и «эксцентричную» позицию. Со смехом и плачем связаны различные эмоциональные состояния – торжество, радость, отчаяние, боль, ярость и т.д. Хотя все они возникают в общении с другими людьми, но изначально здесь отношение не с другими, но с собственным телом. Мы реагируем ими на ситуацию, но в основе таких захватывающих всего человека эмоций лежит нарушение баланса плоти и тела, эксцентричной позициональности. Не языковая коммуникация, но онтологическая структура, в которой сочетаются отношение к миру и к самому себе, является фундаментом человеческого существования. Именно она отличает человека от животного.
Умер Плесснер 12 июня 1985 в Геттингене.
Источники:http://www.krugosvet.ru
http://anthropology.rchgi.spb.ru
http://ariom.ru