Продик
Продик/Prodic
Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием. Продик |
Продик из Юлиды на острове Кеосе — греческий софист времен Сократа, ученик Протагора. Еще молодым человеком прибыв в Афины, он остался здесь, по-видимому, на постоянное житье и стал заниматься преподаванием ораторского искусства за деньги. Близко сошелся с Сократом, Ксенофонтом, Критием, Фукидидом, Фераменом, Еврипидом, Исократом, и некоторые из них не без основания считаются его учениками. Из речей Продика сохранился в передаче Ксенофонта только небольшой отрывок, содержащий аллегорический рассказ о "Геркулесе на распутье" (так называемый Hercules Prodicius). Здесь изображается раздумье и душевная борьба героя-полубога при выборе между добродетелью и пороком, олицетворенными в виде двух женщин, из которых каждая указывает свой особый путь. Талант Продика признавался всеми и ставился современниками высоко; Платон отзывается о нем с удивлением.
Однажды Продик, разгневанный непристойным поведением своих учеников во время занятий, обратился к ним с такой речью:
- Я больше не могу не обращать внимания на ваше поведение, тем более что именно этого вы и требуете от меня, действуя таким образом. Я прекрасно понимаю, что вы еще молоды, на ваших лицах волосы еще только пробиваются, но, клянусь Зевсом, учить вас полезным знаниям уже поздно. Поздно не потому что в ваши маленькие головы невозможно вместить новые знания, нет, сделать это возможно, а потому, что знания эти вы не сможете правильно использовать, даже если научить тому, как это делается. Я не ставлю в вину ваших родителей и предыдущих учителей, ведь вероятно, что душу, которая порочна от рождения, уже не исправишь. Я называю виновными вас самих, поскольку вы не подчиняетесь собственному разуму, идя на поводу у своих пороков… Вы считаете, что раз я называюсь учителем, то, стало быть, я должен кого-то, то есть вас, чему-либо учить? Клянусь Герой, это неправда, ведь учитель не учит, учитель - это человек, который говорит в свое удовольствие, и говорит он не с какими-то учениками, у которых разума-то и нет, а сам с собой! Кто еще может быть лучшим критиком учителю и лучшим его учеником, нежели он сам!? Что могут ему подсказать глупые ученики, которые и отличить-то правду от лжи не способны!? Именно по этой причине от вас требовалось только одно - молчание. И за это я вас, подобно Пифагору, наказываю, прогоняя с моих уроков, но это не самое страшное - с этого момента вы для меня люди, сошедшие в Аид, и кто бы меня ни спросил о вас, я отвечу, что вы уже умерли, вас уже нет на этом свете. Вы можете быть радостными, веселыми, улыбающимися, но, клянусь Зевсом, вам никогда в жизни не стать счастливыми. Ваше время уже прошло.
Закончив свою речь этими словами, великий софист покинул портик, оставив учеников в полной растерянности.
Великий софист Продик
Продик с острова Кеос, (ок. 470-после 400 гг. до н. э.), греческий софист. Возможно, был учеником Протагора. В 431 или в 421 г. до н. э. прибыл с посольством в Афины, где получил громкое признание. Учениками Продика, по преданию, были Еврипид, Фукидид, Терамен и Исократ. Продик занимался синонимикой, подчеркивая различия между словами с похожим значением. Он развивал учение Протагора о правильной речи, оказал влияние на Антисфена.
Платон полагал, что синонимика Продика была подготовительным этапом к учению Сократа о дефинициях. Единственным произведением Продика, о котором известно достоверно, являются Времена года (Horai), в которых автор доказывал, что возникновение земледелия привело к развитию человеческой культуры; он представил также теорию происхождения религии. Продик был создателем теории, провозглашавшей, что люди стали воздавать божественные почести полезным для них вещам (род фетишизма), а затем их изобретателям (теория, позднее названная эвфемеризмом;) Он первый объяснил происхождение религии психологическими причинами (чувство благодарности) и обозначил два этапа ее развития. Название произведения он связывал с богинями времен года, почитаемыми на Кеосе. Из этого произведения взят рассказ о Геракле на распутье, который в конце концов выбирает тяжкий путь добродетели; он свидетельствует, что Продик не был гедонистом и не признавал этического релятивизма. (Этот рассказ известен нам только в обработке Ксенофонта в Воспоминаниях о Сократе). Продик выступает в Протагоре Платона.
Продик придал софистическим положениям этически-религиозный оттенок; занимался проблемами языкознания и заложил основы синонимики, т. е. распознавания и различения родственных по смыслу слов.
Источники: