Прокл
Прокл/Prokl
Все самобытное неучтожимо. Прокл |
Прокл - древнегреческий философ-неоплатоник, глава Афинской школы, крупнейший и влиятельнейший философ поздней античности.
О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином («Прокл, или О счастье»), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския.
Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.
Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия, несколько тысяч страниц, составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, собственные трактаты.
Будучи с ранней юности предан реставрированной неоплатониками восточно-эллинской языческой религии, Прокл руководствовался в своей личной жизни аскетическими принципами, не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал особые посты по уставам египетской религии и культа Кибелы, а также по личным постановлениям богов, являвшихся ему во сне. Ученик и биограф его, Марин, сообщает о нем много чудесного.
Прокл - последний античный мыслитель, внесший значительный вклад в развитие философии. Его учениками и последователями были Дамаский и Симпликий. Симпликий стал известен своими комментариями к сочинениям Аристотеля. Он пытался соединить платонизм и аристотелизм. После Прокла платоновская Академия существовала недолго. В 529 г. император Юстиниан специальным декретом запретил преподавание греческой философии и закрыл платоновскую Академию в Афинах. Последние семь преподавателей Академии эмигрировали в Персию. Через несколько лет им было разрешено вернуться на родину, но без права преподавать и распространять свои воззрения. На смену античной философии пришло христианство.
Прокл: последний античный философ
Прокл Диадох — античный философ-неоплатоник, схоларх Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета.
Время жизни Прокла восстанавливается по источникам как 410—485 гг. По точной дате рождения Прокла источники расходятся; на основании астрономических данных, содержащихся в гороскопе Прокла, дата его рождения определяется как 8 февраля 412 г.
Прокл родился в Константинополе в семье богатого Ликийского адвоката. Сначала Прокл намеревался специализироваться, как и отец, в области правоведения и судопроизводства. Однако в Александрии, куда он уехал учиться еще подростком, Прокл заинтересовался сначала риторикой, затем собственно философией и стал учеником александрийского неоплатоника Олимпиодора Младшего. Именно у него Прокл начал изучать логические трактаты Аристотеля, в понимании и в трактовке которых он, как сообщают источники, достиг успеха уже в то время.
В возрасте 20 лет Прокл переезжает в Афины, где в Платоновской Академии в то время процветали такие крупные деятели, как Плутарх Афинский и Сириан. Плутарх, несмотря на уже преклонный возраст, стал заниматься с Проклом лично, изучая трактат Аристотеля «О душе» и диалог Платона «Федон». Плутарх, кроме того, рекомендовал Проклу заниматься Платоном вообще и написать о нем большой труд.
Через два года после прибытия Прокла в Афины Плутарх скончался, перед смертью завещав своему ученику Сириану заботиться о Прокле, каковую обязанность тот «всегда и выполнял с большой охотой и любовью».
Марин сообщает, что уже к 28-летнему возрасту Прокл, в числе многих, написал одну из своих главнейших работ, комментарий на платоновского «Тимея». Интересны сообщения Марина о любимых сочинениях Прокла: «Более всего он ценил свои записки о «Тимее», но и записки о «Теэтете» тоже любил. И не раз он говорил, что, будь на то его воля, он из всех старинных книг оставил бы только [Халдейские] оракулы да «Тимея», а все остальные уничтожил бы для нынешних людей, которые только себе же вредят, подступаясь к книгам неискушенно и опрометчиво».
Около 450 г., после смерти Сириана, Прокл заступил его место в управлении Платоновской Академией. Схолархом Платоновской Академии, таким образом, он (с незначительным перерывом) был около 35 лет.
Время жизни Прокла — закат древнегреческой цивилизации. Языческие культы еще отправлялись, но христиане все больше настаивали на их запрете. В 415 г. александрийскими христианами была убита Гипатия; следует полагать, что христианские общины в Афинах вели себя таким же образом агрессивно (в частности, ими была похищена из Парфенона знаменитая статуя Афины работы Фидия). В полемике с христианами Прокл тоже не был пассивной стороной — как сообщает Суда, он написал «Возражения против христиан» в 18 книгах (работа не сохранилась). Настал момент, когда конфликт христиан с академиками приобрел такое напряжение, что Прокл был вынужден на год уехать из Афин в Лидию.
Во время путешествия по Азии Прокл познакомился с некоторыми восточными учениями, которые синтезировал с собственной системой. Религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы при Прокле стали в Академии необходимой составляющей самого образовательного процесса. Марин сообщает, что Прокл «дни и ночи» проводил в молитве, в орфических и халдейских очищениях и в исполнении «всяких других религиозных обрядов».
В личной жизни Прокл придерживался аскетических принципов: не был женат, воздерживался от мясной пищи и соблюдал посты согласно личным указаниям богов, являвшихся ему во сне (главным образом по египетской религии и культу Кибелы).
Прокл не чуждался общественной деятельности и политики; он принимал участие в городских и политических собраниях.
Умер Прокл в Афинах, в возрасте 73 лет, оставив преемником Марина. Похоронен в Афинах в одном склепе со своим учителем Сирианом.
Источники:
http://naturalhistory.narod.ru