Патнэм Хилари
Хилари Патнэм/ Hilary Putnam
Вместе с Беном Шварцом я бы назвал человека наивреднейшим из богов. Хилари Патнэм |
Хилари Патнэм (31 июля 1926, Чикаго) — американский логик и философ. Профессор Гарвардского университета.
Являясь одним из ведущих представителей аналитической философии, с середины 1980-х гг. выступает с ее резкой критикой. Философские интересы включают философию и методологию науки, философию языка, философию сознания, гносеологию и логику.
В 1960-е гг. Патнэм совместно с С. Крипке создает «новую», или «каузальную», теорию референции, согласно которой значение терминов естественных видов, составляющих большинство научных терминов, определяется главным образом присущей этим естественным видам внутренней природой, хотя учитываются и прагматические аспекты их употребления. Истолкованное таким образом значение имеет некоторое инвариантное «ядро», которое обеспечивает преемственность в развитии научных теорий. Последующие исследования природы референции и отношения соответствия между языком и реальностью вынудили Патнэма отмежеваться от корреспондентной теории истины, лежащей в основе уязвимого для критики «метафизического» варианта научного реализма, и сформулировать в книге «Разум, истина и история» (1981) концепцию «внутреннего реализма», где истина трактуется как идеализированная рациональная приемлемость, а мир оказывается расчлененным на объекты в соответствии с концептуальными схемами познающего субъекта. В работах 1980-х гг. Патнэм развивает эту концепцию, дополняя ее требованием «реализма с человеческим лицом».
О многогранном характере творчества Патнэма говорит тот факт, что область его исследований включает философию и методологию науки, логику и гносеологию, философию языка и этику, философию сознания и метафизику. И хотя частая перемена Патнэмом своей позиции вызывает насмешку у его оппонентов, он отнюдь не следует за зигзагами современной моды, а скорее оказывается в числе тех, кто формирует «интеллектуальную программу нашего времени».
Философ Хилари Патнэм
Хилари Патнэм родился в Чикаго 31 июля 1926 г. Он представляет аналитическую школу неопозитивистского направления. Философию изучал в университете Пенсильвании. После защиты докторской диссертации в 1951 г. в Лос-Анжелесе преподавал в Пристоне, затем в Массачусетском технологическом институте. С 1965 г. Патнэм - профессор математики и математической логики Гарвардского университета. Своими учителями он считает Гилберта Райла, Джона Остина, Бертрана Рассела, Джона Дьюи. Учился и работал вместе с Карнапом и Рейхенбахом. В 1960-70-ых гг. активно участвовал в движении за гражданские права, был противником Войны во Вьетнаме. С 1968 по 1972 год — член Прогрессивной трудовой партии.
В 1976 году был избран президентом Американской философской ассоциации. Оставил преподавательскую деятельность в 2000 году.
«Воспитание мое, как и многих молодых американцев, - вспоминал Патнэм, - тогда было основано на том, чем можно было смело пренебречь, что не было вовсе философией. Нас учили критиковать тексты, которыми следовало очаровываться. Эта опаснейшая тенденция, ее должна остерегаться любая школа и факультет философии». Все это не помешало Патнэму прочесть работы Кьеркегора, Маркса и Фрейда. Через сорок лет удалось освободиться и выйти из тесных рамок аналитической философии. Во время вьетнамской войны философ был одним из участников движения «Студенты за демократическое общество». «Сегодня я больше не маоист и не марксист, - сказал он в одном из интервью, - единственное, что осталось, - это идея, что философия не может быть просто академической дисциплиной».
В немецкой философии, делает наблюдение Патнэм, трудно не заметить рефрен «освободительной миссии». В то же время французские философы не раз показали себя радикалами, хотя так и не нашли что сказать относительно того, как избежать правления социалистов. У американских философов заметна склонность к математике. Сам Патнэм говорит о своем интересе к религии: «Для меня это способ обдумывания конечности человеческого. Проблема гуманизма, как это повелось от Фейербаха, означала обожествление человека. В нашем столетии я не нахожу решительно ничего, что могло бы породить желание оставить его на этом престоле. Вместе с Беном Шварцом я бы назвал человека наивреднейшим из богов».
Понимая свое философское призвание достаточно широко, Патнэм изложил свои идеи в трехтомнике "Philosophical Papers: 1. Mathematics, Matter and Geometry (1975), 2. Mind, Language and Reality (1975), 3. Reason and Realism (1983)". Среди работ разных лет: «Смысл и моральные науки» (1978), «Разум, истина и история» (1981), «Лики реализма» (1985), «Представление и реальность» (1988). В работе «Прагматизм: открытый вопрос» (1992) Патнэм писал: «Нам нужны идеалы и общая картина мира, кроме того, мы хотим, чтобы и то и другое взаимосочеталось. Философия, состоящая только из аргументов (голой техники), не может утолить естественную жажду знать. Однако философия, состоящая из глобальной картины и лишенная аргументации, хотя и снимает голод, но так, как каша, проглоченная ребенком». Противопоставление философии мировоззренческой и философии, занятой техническими и академическими проблемами, таким образом, ложно. Этическая, эстетическая и религиозная проблематика в философии самого Патнэма неотделима от технического аспекта.
Источники: