Рорти Ричард
Ричард Рорти/ Richard Rorty
Начав как последователь аналитической традиции, Рорти прославился в 1979 году книгой «Философия и зеркало природы» - эпистемологической работой, ставшей одним из главных философских бестселлеров 20 века. |
Американский философ Ричард Рорти является одной из наиболее заметных личностей в философской жизни Америки 20-го века.
Своей деятельностью Рорти стремился способствовать радикальному пересмотру взглядов на саму философию. Философия Рорти это не поиск истины, а разговор и коммуникация. В книге «Философия и зеркало природы» он писал: «Видеть в поддержании разговора самодостаточную цель философии и усматривать смысл мудрости в способности его поддержания - значит видеть в человеческих существах генераторов новых описаний, нежели людей, от которых следует ждать точные описания». Переориентация с познания истины на разговор и коммуникацию могли бы создать основу для изменения образа философии и утверждения в жизни новой философской идеологии, построенной не на «объективности», а на «иронии» и «солидарности».
Нравственый прогресс у Рорти - постепенное расширение способности людей «симпатизировать» и «доверять». Его критерий – «понижение значимости жестокости». Будучи весьма популярным в среде гуманитарной интеллигенции Запада, Рорти не случайно возглавил индекс цитируемости американской философии начала 90-х.
Ричарда Рорти можно назвать представителем довольно редкого типа мыслителей метафилософского толка, и при этом отчетливо выраженной деконструктивистской направленности. Несмотря на то, что конструктивные зерна в его трудах приходится искать среди обломков разрушительной работы, влияние и ценность его деятельности для развития философской мысли трудно переоценить. И его заслуга видится не в том, он вызвал у кого-то растерянность и неуверенность в задачах философии, а в том, что предложенный им провокативный образ философии побудил философов рационалистов продумывать заново посылки, искать контраргументы, обновлять свой арсенал, что, в конечном счете, служит для осуществления новых конструктивных задач.
Мыслитель Ричард Рорти
Ричард Рорти родился в 1931 году, свое вхождение в философию начал с изучения спекулятивной философии А.Уайтхеда, метафилософской и истореографической концепции Р.Маккеона. Прошел школу аналитической философии, хорошо усвоил ее уроки, и первые его работы по проблеме сознания с позиции элиминативного материализма выполнены в характерном для нее стиле и технике.
Подготовка антологии Лингвистический переворот (1967г.) и написание предисловия к ней, где он попытался разобраться в значимости позитивистско-лингвистических новаций для переориентации современной мысли, явились поворотными вехами в его творчестве, метафилософская проблематика прочно выдвигается на первый план. Специфика метафилософии требовала рассмотрения современной мысли в более широком диапазоне. Рорти едет в Европу, увлекается идеями М.Хайдеггера, М.Фуко, Ж.Деррида, Г.Гидамара, участвует в дискуссиях постмодернистов, деконструктивистов, герменевтиков. Итогом его размышлений явилась книга «Философия и зеркало природы», представляющая собой массированную атаку на идею философии как эпистимеологии. Одновременно он пытается навести мосты между европейской и американской традициями. Последнее потребовало более близкого знакомства с американским наследием. Погрузившись в него, он многое для себя находит, прежде всего, у Уильяма Джемса и Джона Дьюи (последний окажет огромное влияние на все его дальнейшее творчество). Проникнувшись идеями неопрагматизма, а также находясь под заметным влиянием Витгенштейна и постмодернистских идей, он выступает с критикой академической традиции, прежде всего аналитической, господствующей в англоязычном мире. Внешне это выразилось в уходе с философской кафедры на кафедру гуманитаристики. А также в идентификации своей деятельности как жанра литературной критики, который, как он полагает, больше соответствует смыслу философии.
Вообще взгляды Рорти на критику философских учений довольно оригинальны, наилучшим способом критического прочтения он считает, так называемый, «прагматический метод реконтекстуализации» и делит всех критиков на три категории. «Усилия «третьесортного» критика обычно направлены на извлечение всевозможных выводов из риторики критикуемого мыслителя и защиту статус-кво от коррумпирующего влияния этих выводов, «второсортный» критик подвергает творчество рассматриваемого им мыслителя семантическому анализу с целью выявления двусмысленностей, неясностей, противоречий и.т.п. «первосортный» сосредотачивается на оптимальной версии, не обращая внимания на дыры в аргументах. Он может не разделять взглядов критикуемого, относится к ним как к чуждым, строить свой собственный образ, однако не допускает упреков, что он мыслит «не так», а тем более не стремится обратить в свою веру».
Ричард Рорти являлся профессором гуманитаристики в Вирджинском университете (США). Многие рассматривают его как своего рода возмутителя спокойствия в академической философии США. Он одновременно является, как одним из наиболее читаемых, так и наиболее критикуемых авторов. Дэвид Холл, написавший книгу «Ричард Рорти: пророк и поэт нового прагматизма» и хорошо знающий ситуацию в американской философии, по этому поводу пишет: «Мало кому из современных мыслителей свойственна такая парадоксальность, как Рорти. Несмотря на разносные рецензии в институциональных журналах Нью-Йорка и Лондона, его отмеченные эрудицией и ставящие неудобные вопросы работы продаются в таких количествах, что закрадывается подозрение, что многие коллеги-философы, поносящие его публично, наедине с собой, так сказать, под одеялом и при свете фонарика, жадно читают его книги».
Историю философии Рорти, в свою очередь, предлагал рассматривать как череду гениальных творений человека – «словарей», обогащающих его «самообраз» и не обязательно принадлежащих сфере философии как таковой. Нравственый прогресс у Рорти - постепенное расширение способности людей «симпатизировать» и «доверять». Его критерий – «понижение значимости жестокости». Будучи весьма популярным в среде гуманитарной интеллигенции Запада, Рорти не случайно возглавил индекс цитируемости американской философии начала 90-х.
Ричард Рорти умер 8 июня 2007 года, в возрасте 75 лет.
Источники: