Шелер Макс
Макс Шелер/ Max Scheler
Человек способен к трем видам знания: к знанию ради господства или ради достижений, к образовательному знанию и к знанию ради спасения. Макс Шелер |
Макс Шелер - немецкий философ, представитель феноменологического движения, соединивший в своем учении идеи Р.Эйкена и Э.Гуссерля. Социолог, основоположник философской антропологии и антропологической ориентации в социологии, феноменологической эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоятельной дисциплины.
Единственный крупный интеллектуал Германии, уже в 1927 обличавший нацизм и марксизм. Одобрял идею соединенных штатов Европы.
Наиболее известной работой Шелера является «Формализм в этике и материально-ценностная этика» (1913–1916), в которой развиваются идеи Б.Паскаля о «разуме сердца» и строится иерархическая система ценностей – объективных качеств, которые раскрываются в человеческих чувствах, имеющих таким образом познавательный статус (т.н. «логика чувства» в противовес «логике интеллекта»). Царство универсальных ценностей дополняется «порядком времени», сферой индивидуальных ценностей.
В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:
ценности святого против неценностей порочного;
ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;
ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;
ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;
ценности полезности против неценностей бесполезного.
«Беспорядок сердца» происходит всякий раз, когда человек предпочитает ценность более низкого ранга ценности более высокого ранга, или неценности — ценностям.
Макс Шелер: жизнь и философия
Макс Шелер родился в Мюнхене, 22 августа 1874 г. Отец лютеранин, мать иудейка. Подростком обратился в католичество, около 1921 г. отошел от церкви.
Изучал медицину в Мюнхене и Берлине, философию и социологию у Дильтея и Г.Зиммеля, 1895. 1897- докторская степень, 1899 - Йенский университет, внештатный профессор. 1900-1906 преподавал в Йенском университете, познакомился с Гуссерлем. 1907-1910 в Мюнхенском университете, участник феноменологического кружка (хотя с Гуссерлем всегда был в натянутых отношениях).
Среди его учеников - Эдита Штайн. О Шелере писал диссертацию Войтыла. Первый брак закончился разводом, в 1912 женился на Мэрит Furtwaengler (дочь знаменитого дирижера). Не воевал из-за астигматизма.
С 1919 профессор философии и социологии в Кельне. В начале 1928 принимает кафедру в Франкфуртском университете. В 1923 г. в Берлине встретил Бердяева. Единственный крупный интеллектуал Германии, уже в 1927 обличавший нацизм и марксизм. Одобрял идею соединенных штатов Европы.
Умер во Францурте 19 мая 1928 г. Похоронен в Кельне (третьей женой, Марией).
Основная метафизическая проблема Шелера - дуализм «духа» и «порыва», или «духа» и «всеединой жизни». Возможность преодоления противоположностей духа и природы, религии и науки, восточной и западной культур знания, физического и умственного труда, капитализма и социализма, а также не в последнюю очередь мужского и женского начал в человеке Шелер видит в «сотрудничестве» Бога и человека («Человек в эпоху уравнивания»).
Основные идеи философской антропологии Шелера были сформулированы им в работах зрелого периода: «Положение человека в космосе» и «Человек и история». …Человек, по мнению Шелера, - живое существо, бесчисленные черты сближают и роднят его с животными, и близость эта столь велика, что тысячелетиями человек ищет все новые формулы, чтобы отличить себя от животного. Один из сильнейших стимулов антропологии – стремление к такому различению. Животное может избегать человека, но оно не различает при этом себя и нас. Человек же - такое создание, которое неустанно проводит границы, отделяет себя от природы вне и внутри себя; это обездоленное животное, не управляемое уже надежными инстинктами, обреченное отстранять себя: оно не существует просто так, …неустанно ищет потерянные тропы и нуждается в определениях себя.
Источники: