Шеллинг Фридрих
Фридрих Шеллинг/ Friedrich Schelling
Красота - это бесконечность, выраженная в законченной форме. Фридрих Шеллинг |
Фридрих Шеллинг - философ, представитель немецкой классической философии. По своим взглядам в рамках немецкого идеализма Шеллинг занимает промежуточную позицию между И.Г.Фихте и Г.В.Ф.Гегелем; видное положение он и его жена Каролина занимали в движении немецкого романтизма.
В течение жизни область теоретического интереса Шеллинга изменялась от изучения природы к философии Откровения. Вначале испытал сильное влияние И.Канта и Г.Фихте, затем – романтиков и Гете, позднее – немецких теологов: Беме и Баадера. Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.
Шеллинг оказал воздействие на становление русской философии. Через московский кружок «Любомудров», славянофилов, П.Я.Чаадаева его философские идеи влияли на образованную часть русского дворянства; через натурфилософов и богословов – на философское образование в высших учебных заведениях. Шеллинг повлиял также на формирование религиозной философии В. Соловьева.
После определенного спада, в последние десятилетия интерес к Шеллингу в научной среде опять возрос. Создано Шеллинговское общество, периодически публикуются новые материалы из богатого рукописного наследия мыслителя. Однако Фридрих Шеллинг по-прежнему остается одним из самых загадочных философов в истории европейской философии.
Фридрих Шеллинг – «загадочный философ»
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта в семье протестантского священника. Отец Шеллинга был лингвистом, теологом и видным деятелем протестантской церкви в Вюртемберге. Все это предопределило интересы и увлечения сына.
В 1785 Шеллинга определяют в латинскую школу в Нюртенгене, через год он переводится в семинарию в Бебенхаузене.
В 1790–1795 учился в Тюбингенском теологическом институте. Там он познакомился с Гегелем и Гельдерлином. В 1792 защитил магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. В 1793 встретился с Фихте и на долгое время увлекся его философской системой.
После окончания института работал домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучая философию, математику, физику.
В 1798 по рекомендации Гете и Фихте был приглашен на кафедру философии в Йенском университете. После переезда в Йену он вошел в кружок йенских романтиков, в котором знакомится с братьями Шлегелями и Новалисом. В 1802–1803 Шеллинг сотрудничал с Гегелем в «Критическом философском журнале».
Дружба с женой Августа Шлегеля Каролиной переросла в любовь и, после разрыва со Шлегелем, в 1803 Каролина становится женой Шеллинга. Супруги переезжают в Вюрцбург. Потом перебираются в Мюнхен, где Фридрих Шеллинг получает место в Баварской академии наук, а в 1808 становится генеральным секретарем Академии художеств, организует впоследствии ряд интересных выставок и занимает эту должность до 1823.
В 1812, через три года после неожиданной смерти Каролины, заключает брак с Паулиной Готтер и со временем становится главой большого семейства. Продолжая интенсивно работать, Шеллинг постепенно приходит к выводу о необходимости дополнения своей прежней философии «позитивной частью», в состав которой должны входить философия мифологии и философия откровения.
В 1803–1806 Шеллинг – профессор философии Вюрцбургского университета. В 1806 он становится штатным членом Баварской академии наук в Мюнхене, где он работает более тридцати лет с перерывом в 1821–1826, которые он провел в Эрлангенском университете. В 1807–1823 Шеллинг – генеральный секретарь Академии художеств Баварии, в 1827 становится президентом Академии наук Баварии.
В 1841 – профессор университета в Берлине. Среди слушателей его лекций – Серен Кьеркегор, Якоб Буркхардт, Фридрих Энгельс и Бакунин. Однако лекции оказались не столь успешными, как надеялся Шеллинг, и в 1846 он прекратил активную лекционную деятельность. Позже он вернулся в Мюнхен и занялся подготовкой рукописей для публикации.
Умер Шеллинг в Рагаце (Швейцария) 20 августа 1854.
В последние годы жизни Фридрих Шеллинг возвращается к проблемам «негативной» философии и готовит к изданию рукописи своих незавершенных произведений. Вскоре после смерти Шеллинга его сын К. Ф. А. Шеллинг издал собрание сочинений отца в 14 тт.
По характеру Фридрих Шеллинг был весьма эмоциональным человеком и при случае мог переходить на личности. Эмоциональность чувствуется и в его работах. Шеллинг порой балансировал на грани философии и поэзии, философии и теософии.
Источники: