Шюц Альфред
Альфред Шюц/Alfred Schutz
Основное внимание Шюц уделял созданию философского фундамента социальных наук. |
Альфред Шюц - австрийско-американский философ и социолог, последователь Гуссерля, основоположник феноменологической социологии. Основное внимание Шюц уделял созданию философского фундамента социальных наук. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
Шюц оказал большое влияние на развитие феноменологической социологии в англоязычной научной среде. Он ставил перед собой три основные задачи: (1) построение адекватной теории социального действия, основанной отчасти на критике М.Вебера; (2) исследование организации жизненного мира; (3) решение проблемы научности социологии, придающей важное значение человеческому действию. Полемизируя с Т.Парсонсом, Шюц многое сделал для формулирования и прояснения проблем теории действия и Versfehen. В его посмертно изданных работах представлен анализ роли релевантности в структурировании жизненного мира.
Опираясь на свою теорию, Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970-1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.
Основные публикации Шюца-«Избранные статьи» ( 1971) , «Феноменология социального мира» (1972) и «Структуры жизненного мира» (1974).
Альфред Шюц и его идеи
Альфред Шюц родился в 1899 году в Вене.
Изучал юриспруденцию в Вене, служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В1939 г. в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в Соединенные Штаты, где долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую должность лишь в 1952г.)
С 1952 г. Альфред Шюц - профессор социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований.
Скончался Альфред Шюц в 1959 году в Нью-Йорке.
Альфред Шюц, многие годы работавший в США, целиком принял социологическую программу Макса Вебера. При этом он поставил перед собой цель «дополнить» Вебера - создать теоретико-познавательное обоснование веберовской понимающей социологии. Первая и, пожалуй, наиболее значительная книга Шюца так и называлась «Смысловое строение социального мира: Введение в понимающую социологию».
В философии Шюц разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Основное внимание уделял созданию философского фундамента социальных наук. Используя описательный феноменологический метод и идеи М. Вебера. Дж. Г. Мида, Бергсона, У. Джемса, Шюц выдвинул собственную версию понимающей социологии, в которой прослеживаются процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде. Тем самым Шюц пытался решить (применительно к области социального знания) поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности.
Фактически задача состояла в необходимости понять процесс становления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Шюц показал, как неизбежная ограниченность и специфичность индивидуального опыта преодолеваются благодаря свойственным повседневному взаимодействию идеализациям («тождества объектов» и «взаимозаменяемости точек зрения»), в силу действия которых складывается стандартизованная типологическая структура восприятия объектов, личностей, мотивов деятельности в повседневной жизни. Повседневные типы («конструкты первого порядка») являются основой формирования объективных научных понятий («конструктов второго порядка»). Последние связаны с первыми генетически и схожи по способу образования. Таким образом, наука связывается с повседневностью, научные понятия обретают фундамент и историю в повседневном знании и деятельности.
В то же время наука утрачивает свое привилегированное положение, теряет право на исключительную объективность и истинность суждений о социальной жизни. Она всего лишь один из институтов, формирующихся в рамках повседневности и удовлетворяющих потребностям повседневной практической деятельности. По Шюцу, сфера научного знания - одна из многих «конечных областей значения», один из многих «миров опыта», каждому из которых может быть приписано свойство реальности. Другие подобные «миры» - мир художественной фантазии, мир религиозной веры, мир душевной болезни и т. д. и т. п. Каждый из этих миров представляет собой совокупность данных опыта, характеризующуюся определенным «когнитивным стилем» и представляющую собой - по отношению к этому стилю - единое и непротиворечивое целое.
Когнитивный стиль - сложное образование, сочетающее в себе специфическое решение проблемы существования данных в опыте объектов и явлений, специфическую форму личностной вовлеченности, своеобразие проявления человеческой активности и т. п. Шюц показывает, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности. Повседневность - одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности. Как таковая, повседневность является «высшей реальностью», она неизбежно оказывается основой, на которой только и могут формироваться все прочие миры опыта.
Источники: