Шоу Джордж Бернард
Джордж Бернард Шоу/ George Bernard Shaw
Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных условий, и, если не находит, создает их сам. Бернард Шоу |
Вообще фамилия Shaw правильно произносится как Шо. Бернард Шоу – известный британский драматург, философ и прозаик, лауреат Нобелевской премии в области литературы. В английском театре его пьесы практически сопоставимы по популярности с пьесами Шекспира.
Вдохновленный новаторством Г.Ибсена, он создал собственную, целиком оригинальную театральную эстетику - интеллектуальный проблемный реалистический театр. Одним из любимых средств влияния Шоу на сознание своих читателей и зрителей был парадокс. Таким образом он отнюдь не старался заработать дешевую популярность. Писатель имел целью совсем иначе - заставить человека по-новому беспристрастно взглянуть на традиционные ценности, освободить ее от власти устаревших стереотипов. Именно по этим причинам Шоу отдавал предпочтение «открытым», незавершенным окончаниям, которые не отстраняло проблем, которые рассматривались в пьесах, а наоборот, ставили новые.
Шоу был не только человеком острого ума, но и обладал великолепным чувством юмора. О себе писатель сказал: «Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».
Его высказывания в адрес женщин всегда были искрометными. Однажды некая недовольная дама, в порыве гнева заявила писателю: - Если бы вы были моим мужем, я бы не удержалась и подсыпала бы вам в чай яду.
- Мадам, - ответил Шоу, - если бы вы были моей женой, я бы немедленно выпил этот чай…
Писатель утверждал, что строптивых женщин легче переносить, чем спокойных. Их, правда, иногда убивают, зато никогда не бросают..
Как-то журналисты спросили Шоу:
- Сколько бы вы хотели зарабатывать, чтобы считать себя счастливым?
- Ровно столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей!
Многие высказывания известного драматурга до сих пор не потеряли свою актуальность и глубокий смысл.
Шоу был одним из наивеличайших европейских интеллектуалов, который испытал сложную идейную эволюцию. Он был свидетелем таких исторических событий, как первая и вторая мировые войны, Октябрьский переворот в Росси, приход к власти Гитлера, и любая из них имела быстрый отклик не только в театральном творчестве Шоу, а и в выступлениях, статьях, интервью. Он всегда оставался политическим бойцом. Творчество Шоу - развернутая и всеобъемлющая панорама интеллектуальной и политической жизни Западной Европы и мира на протяжении первой половины ХХ ст. начиная с 1900г. Вследствие его деятельности английский театр пошел совсем другим путем и снова, как и во времена Шекспира, стал одним из решающих факторов развития мирового театрального искусства.
Бернард Шоу – одна из влиятельных фигур мирового театрального искусства
Драматург Джордж Бернард Шоу родился в Дублине и был третьим ребенком в семье Джорджа Карра Шоу и его жены Элизабет. Отец Шоу, государственный служащий, впоследствии незадачливый торговец зерном, был алкоголиком, а мать не лишенной таланта певицей и музыкантом-любителем. Несмотря на принадлежность к солидному англоирландскому протестантскому сословию, в социальном и финансовом отношении семья Шоу переживала нелегкие времена, о чем Бернард, разумеется, догадывался. Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости. Определенное влияние на подростка оказал модный учитель музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в доме Шоу на правах друга семьи. Воспитываясь в музыкальной среде, Бернард полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на фортепиано.
Оставив мужа, Элизабет Шоу вместе с двумя дочерьми последовала в 1873 г. за Ли в Лондон. Через три года к ним присоединился и Бернард, решивший стать литератором и по заказу Ли сочинявший статьи на музыкальные темы. Каждое утро Шоу писал по пять страниц прозы, в полдень занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты. Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879 по 1883 г, напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки.
В 1882 г. лекция американского реформатора Генри Джорджа привлекла внимание Шоу к социальным проблемам. Помимо книги Джорджа «Прогресс и бедность» и других трудов по экономике, начинающий писатель читал «Капитал» Маркса. В 1884 г. вместе с Сиднеем Веббом вступил в «Фабианское общество», созданное в том же году для распространения социалистических идей и которому Шоу посвятил 27 лет жизни, нередко выступая с лекциями по три раза в неделю.
В Британском музее Бернард Шоу встретился с Уильямом Арчером, театральным критиком, который предложил ему писать о театре и в 1886 г. порекомендовал его в еженедельник «Уорлд». С 1885 по 1888 г. Шоу публикует также рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» и под псевдонимом Корно ди Бассето – музыкальные рецензии в «Стар», новой, столичной газете с массовым тиражом, а в 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «Уорлд». Поэт У. Оден называл Шоу «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен».
В 1895 г. Шоу становится театральным критиком. Творчеству Ибсена Шоу посвятил лекцию, прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 г., а в следующем году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма», явившийся первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга, а также манифестом новой драмы. Книга вызвала интерес у Дж. Т. Грейна, постановщика пьесы Ибсена «Привидения», и он предложил Шоу сочинить пьесу для Независимого театра В 1892 г, передав пьесу, созданную пять лет назад в соавторстве с Уильямом Арчером, Шоу пишет «Дома вдовца», свое первое произведение для театра.
Многообещающего начала, однако, не получилось. Пьеса была встречена сдержанно и снята с постановки после двух спектаклей. В течение последующих шести лет Ш. пишет девять полнометражных пьес и одну одноактную Ставить вторую его пьесу «Сердцеед» (1893), грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен», поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена.
Отказавшись идти на уступки цензуре, драматург издает свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 г. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» вышел в год их свадьбы. Уже в первых своих пьесах Шоу использует дотошные сценические ремарки, из-за чего они читаются порой как романы «Неприятные пьесы», как писал он, «призваны заставить зрителей взглянуть на неприятные факты» скажем, на несоответствие между аристократическими замашками представителей среднего класса и неприглядными источниками их доходов в «Профессии миссис Уоррен». В «приятных» же пьесах «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1897), «Избранник судьбы» (1897) и «Поживем увидим» (1899) – предпринимается попытка показать превосходство реализма над натурализмом.
Хотя «Кандида» имела в Нью-Йорке шумный успех уже в 1903 г, в Англии Шоу стал известен позже, когда он, его жена и Харли Гренвилл-Баркер сняли в аренду здание Лондонского «Ройял Корт тиэтр», чтобы продемонстрировать возможности драмы идей. Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904…1907 гг. были настолько популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в эти годы, 701 был поставлен по его произведениям.
Во время первой мировой войны Бернард Шоу активно занимается политикой. В ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» за 1914 г., радикального журнала, созданною Шоу в 1913 г. совместно с Беатрисой и Сиднеем Вебб, драматург помещает большой очерк «Война с точки зрения здравого смысла», в котором критикует и Англию, и Германию, призывает обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой публикации Шоу исключается из Клуба драматургов и теряет нескольких друзей. В 1916 г. он выступает в поддержку Ирландского восстания и в защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского освободительного движения, был обвинен в государственной измене и казнен.
После канонизации Жанны д'Арк в 1920 г. Шоу находит новую героиню и тему для своей единственной трагедии «Святая Иоанна» (1924). Иоанна, отличается остроумием, практичностью и энергией, которыми восхищается автор, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства, которых Шоу наделяет макиавеллевскими чертами.
Нобелевская премия по литературе в 1926 г. была вручена Шоу «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату драматург учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга.
В своих последних пьесах Шоу отходит от реализма, использует приемы античной комедии.
После смерти жены, последовавшей в 1943 г., Шоу переезжает из Лондона в свой дом в Хертфордшире. В возрасте 94 лет, вскоре после своего дня рождения, работая в саду, он упал и сломал бедро. Умер Бернард Шоу 2 ноября 1950 г.
Источники: