Сириан
Сириан/Sirian
Его ученики и последователи говорили о нем исключительно в торжественных тонах.
Сириан - античный философ-неоплатоник, представитель Афинской школы неоплатонизма, комментатор Платона и Аристотеля. Ученик и преемник Плутарха Афинского на посту схоларха Академии.
Сириан Александрийский, по-видимому, был весьма значительной фигурой. По крайней мере, его ученики и последователи говорили о нем исключительно в торжественных тонах, что, во всяком случае, не могло быть простой случайностью. У них он всегда – «великий». Прокл, ученик Сириана, называет его своим отцом и считает образцом подлинного философа. Сириан, как говорит Прокл, «после богов является для нас вождем всего прекрасного и благого». И в другом месте Прокл называет его «нашим вождем, воистину Вакхом, который в особенности вдохновлялся Платоном и вплоть до наших дней донес это чудо и восхищение перед платоновской теорией». Сириан, по Проклу, – «наш вождь, созерцающий все сущее словно с возвышения». Имея в виду «божественно вдохновленное мышление» Сириана, Прокл хочет «воспользоваться учением нашего вождя как крепким канатом». Прокл стал схолархом платоновской Академии после Сириана и в течение более чем сорока лет поддерживает в Академии насыщенный распорядок разнообразных научных занятий, философских бесед и трудов благочестия. При Прокле Академия пережила свой последний расцвет.
«Великий» Сириан
Сириан жил в 1-й трети 5 в. н.э. О его жизни подробностей известно довольно мало.
Представитель Афинской школы неоплатонизма, комментатор Платона и Аристотеля. Ученик и преемник Плутарха Афинского на посту схоларха Академии. В Академии, по-видимому, читал полный курс аристотелевской и платоновской философии. Сохранился комментарий Сириана к «Метафизике» Аристотеля (на книги 2, 4, 13 и 14), в котором он защищает платоновское учение об идеях против аристотелевской критики (что было в целом не характерно для общей тенденции комментаторов-неоплатоников примирять учения Аристотеля и Платона); комментарии к книгам Органона известны по фрагментам и свидетельствам. Также сохранились комментарии к двум риторическим сочинениям Гермогена. Комментарий Гермия Александрийского к платоновскому «Федру» представляет собой запись лекций Сириана. По свидетельствам известно об утраченном сочинении Сириана о согласии между Орфеем, Пифагором и Платоном, написанном с уклоном в неопифагореизм и нумерологию. Его влияние распространялось и на Афинскую (Прокл – ученик Сириана) и на Александрийскую школы неоплатонизма (Аммоний – сын Гермия Александрийского, записавшего комментарий к «Федру»).
Интерес Сириана к Аристотелю был велик. Когда Прокл прибыл в Афины и обучался у Плутарха и Сириана, то на занятиях у Сириана он штудировал «все писания Аристотеля по логике, этике, политике, физике и превыше всего по богословию» (Марин, XIII). Однако тут же у Марина сообщается: «А укрепившись в этом, словно в малых предварительных таинствах, приступил он к истинным таинствам Платонова учения…».
Сириан проявлял огромный интерес и к поэзии, то есть прежде всего к Гомеру и к Орфею. А под Орфеем в те времена понимался исторически полулегендарный, а для тех времен вполне реальный автор обширных философско-поэтических произведений. Не чужд был Сириан также и тогдашней мистической литературы, ходившей под именем халдейской.
Платон занимал первое и ни с чем не сравнимое место в философии Сириана. И можно только пожалеть, что до нас не дошли его комментарии как раз именно к диалогам Платона, – «Алкивиаду I», «Федру», «Пармениду», «Федону», «Тимею», «Филебу» и «Законам». Об этих комментариях Сириана говорится меньше потому, что остались разделы его комментария к «Метафизике» Аристотеля, и потому, что в качестве комментатора Сириан выступает, по крайней мере с точки зрения оставшихся материалов, прежде всего комментатором Аристотеля.
Источники: