Солон
Солон/ Solon
Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться. Солон |
Солон (ок. 640 – ок. 560 до н.э.), - греческий государственный деятель, законодатель, первый известный афинский поэт, один из Семи мудрецов.
В начале 6 в. до н.э. Афины раздирало противостояние аристократии, сосредоточившей в своих руках власть, а также большую часть земель, и большинства населения, обремененного долгами, из-за чего многие попали в зависимость от кредиторов и даже лишились свободы. В 594 до н.э. афиняне избрали Солона архонтом и поручили ему проведение политических и экономических реформ (возможно, впрочем, что реформы Солона имели место двадцатью годами позже). Солон отменил долги, добился освобождения тех, кто уже попал в рабство за долги, и запретил впредь делать займы под залог личной свободы. Другие экономические реформы поощряли разведение в Аттике оливы, а также стимулировали производство и торговлю в Афинах (для чего иноземным ремесленникам предоставлялось афинское гражданство). Были введены новые веса и меры, а также начата чеканка монеты, успешно конкурировавшей с монетой других греческих государств. Что касается управления, Солон установил в Афинах тимократическую систему, связав права граждан на участие в выборах и занятие политической деятельностью с их доходом. Пентакосиомедимны (1-й класс) и всадники (2-й класс) могли заседать в Совете и занимать наиболее высокие должности. Зевгиты (3-й класс) могли занимать низшие должности и входить в Совет (буле), в то время как беднейшие граждане, или феты (4-й класс), могли участвовать только в народном собрании. Совет (известный под названием Совета четырехсот) также представлял собой одно из нововведений Солона; члены Совета ежегодно избирались четырьмя афинскими филами, по 100 человек от каждой филы. Третьим направлением реформ было новое законодательство, которое в сравнении с предыдущим кодексом Драконта отличала большая мягкость. Солон создал и апелляционный суд, гелиею, которая была фактически народным собранием с кворумом в 6000 человек, где рассматривались обжалования приговоров. Свои политические и этические взгляды Солон формулировал в стихах и прославился также как первый афинского поэт.
Солон: поэт и реформатор
Как рассказывали, Солон, один из «семи мудрецов», знаменитый афинский законодатель и поэт, происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр.
Отец законодателя был человеком небогатым. О детстве и юности Солона мы ничего не знаем. Известно лишь, что после смерти отца он остался почти без средств. Помощь от чужих людей юноша стыдился принять и потому решил попытать счастья за морем. Он отправлял в заморские страны на кораблях афинские товары и привозил товары чужих стран.
В те времена в Афинах торговлей с заморскими странами занимались только немногие смельчаки. Это были богатые аристократы, а также состоятельные и предприимчивые купцы из народа. Путешествия за море были делом опасным, но зато одна удачная поездка могла дать большую прибыль. К человеку, побывавшему в чужих краях, который приобрел знания и жизненный опыт, сограждане относились с уважением. Однако Солон ездил за море не только ради наживы, но и для того, чтобы поучиться мудрости, познакомиться с разнообразными обычаями людей, повидать свет. Наживу ради наживы Солон не ценил; он считал, что не только в деньгах счастье. Хотя Солон сам разбогател (так как его поездки были удачны), он считал, что доблесть и доброе имя выше богатства. Вернувшись из путешествия на родину, Солон застал там острую борьбу партий. Простой народ не имел земли и находился в кабале у кучки знатных (эвпатридов). Народ боролся против эвпатридов, требуя земли и свободы. Солон сразу же стал на сторону народа и вскоре приобрел его уважение; простые люди видели в нем своего защитника. Свой чудесный дар поэта Солон отдал на служение народу. В замечательных стихах, которые тогда всякий знал наизусть, поэт внушал борющимся сторонам необходимость взаимных уступок и примирения ради блага родины, а впоследствии разъяснял смысл и цель изданных им законов. В это время афиняне вели долгую и тяжелую войну с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Остров этот закрывает путь кораблям в Афины и из Афин. Мегарцы, владевшие островом, могли мешать привозу хлеба в Афины (своего хлеба в Афинах не хватало); городу грозил голод. Поэтому афиняне должны были овладеть Саламином, чтобы открыть свободный подвоз хлеба. Афинскому войску удалось на короткое время захватить остров, но внутренние волнения и борьба партий привели к тому, что афиняне не смогли его удержать. Богатые эвпатриды, которые правили тогда в Афинах, не нуждались в заморской. торговле. Они издали закон, который под страхом смерти запрещал поднимать в народном собрании вопрос о Саламине. Простой люд - матросы, городские ремесленники, торговцы, портовые рабочие, наоборот, стоял за продолжение войны, так как прекращение морской торговли для них означало разорение и нищету. Солон во главе городского люда боролся за возобновление войны. Чтобы обойти закон, запрещавший поднимать вопрос о войне за Саламин, он притворился сумасшедшим. Как-то раз афиняне увидели странного человека в одежде глашатая, который вприпрыжку бежал к городскому рынку. Это был Солон. На рынке его окружила толпа зевак, слух о его помешательстве уже распространился по городу. Солон взошел на камень, с которого обычно говорили глашатаи, и вместо речи стал читать нараспев свое стихотворение. Он говорил в этом стихотворении, что стыдится назвать себя афинянином: ведь афиняне не могут удержать в своих руках Саламин. И затем Солон горячо призывает народ:
На Саламин поспешайте, сразимся за остров желанный,
Чтобы скорее с себя тяжкий позор этот снять.
Народ с радостью откликнулся на призыв Солона. Вскоре суровый закон был отменен, и война возобновилась. Во главе афинского войска стал Солон.
После захвата острова мегарцы, однако, не признали себя побежденными. Война продолжалась. Наконец, обе стороны решили обратиться к посредничеству Спарты наиболее сильного в то время греческого государства. Солон искусно старался доказать спартанцам древние права афинян на Саламин. Он ссылался на свидетельство гомеровской поэмы «Илиады», которую все греки столь ценили.
Пятеро спартанских судей, заслушав обе стороны, присудили Саламин афинянам. Торжество афинян было полным. Имя Солона прославилось по всей Аттике. Он был признанным вождем городского населения, а теперь и крестьяне обращались к нему за помощью, так как они находились в тяжелом положении.
Многие крестьяне, измученные непосильным трудом, вынуждены были бросать участки, продавали своих детей в рабство и бежали в город. Наиболее отважные поднимали вооруженные восстания против ненавистных угнетателей-эвпатридов, они требовали уничтожения долгов и возвращения своей земли. Наконец, обездоленным крестьянам удалось объединиться с городскими ремесленниками и выбрать Солона архонтом (594 г. до н.э.).
Солон стал посредником между борющимися партиями. Он получил право «отменять или сохранять существующие законы и вводить новые». Обе стороны возлагали на него большие надежды. Крестьяне считали его справедливым человеком и верили, что он удовлетворит их нужды. Эвпатриды же полагали, что Солон, как выходец из их среды, не даст их в обиду. Приводили одно из его прежних изречений о том, что равенство не влечет за собой войну. Слова эти нравились и богатым и беднякам: одни надеялись, что получат согласно заслугам и доблести, другие ждали от законодателя справедливого передела земли и имущества.
Некоторые убеждали Солона сделаться единоличным властителем (тираном) Афин. Но Солон, отказался от таких предложений. Он говорил, что тирания - это крепость, из которой нет выхода: человек, силой захвативший власть в родном городе, не захочет от нее отказаться и неизбежно применит ее во зло согражданам.
Однако, отвергнув тиранию. Солон не проявлял излишней мягкости; там, где было нужно, он применял твердую власть: он стремился соединить силу со справедливостью.
Однако Солон не хотел или не мог полностью удовлетворить справедливых требований обездоленного народа. Сам богатый человек, он считал, что простому народу нечего равняться с эвпатридами. Несмотря на просьбы крестьян, Солон возвратил только участки, захваченные за долги, а не увеличил крестьянские наделы за счет богачей, иначе говоря, он не произвел справедливого передела земли.
Солон объявил, что хочет только восстановить Древний «отеческий» порядок, а не нарушать его в пользу бедных. За это Солон рассчитывал на благодарность на дружбу и признательность знатных.
Прежде всего, Солон отменил все долговые обязательства и запретил на будущее время долговое рабство. В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет.
Затем Солон приступил к преобразованию - государственного строя. До этого времени власть в Афинах принадлежала эвпатридам. Народ не принимал участия в управлении государством. Все дела вершил совет знати (ареопаг), который назначал высших должностных лиц (архонтов). Суд также находился в руках знати. Народное собрание не имело почти никакого значения. Солон привлек к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на четыре, разряда в зависимости от доходов. Деньги в то время были еще редки и доход определялся в мерах зерна, вина или оливкового масла. Затем Солон отнял судебную власть у эвпатридов и передал ее простому народу. Народный суд (или гелиея) при Солоне составлялся из всех граждан и потому стоял за народные интересы. Когда Солона спросили, какое государство он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: «То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость».
Солон поощрял развитие ремесел. Для того чтобы в стране не было нищих, он издал закон, по которому сын мог не кормить престарелого отца, если тот не выучил его ремеслу. Из других законов интересен такой: во время гражданской смуты каждый должен немедленно примкнуть к той или другой стороне. Этим законом законодатель хотел приучить граждан не быть равнодушными в общественных делах. Солон требовал, чтобы каждый вступался за справедливое дело открыто, а не ожидал, прячась, победы сильнейшего. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на деревянных досках, вставленных в четырехугольные рамки. Эти рамки вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать. Своими реформами Солон, однако, не угодил ни той ни другой стороне. Бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от горькой нужды и тяжкого труда, и потому продолжали борьбу. Богатые же негодовали на Солона за отмену долгов.
Законодатель понимал, что в таком важном деле трудно угодить всем. Чтобы избежать дальнейшего недовольства сограждан лично против него, он, по окончании реформ, решил уехать из родного города на десять лет. Под предлогом того, что ему нужно отправиться за море по торговым делам, Солон покинул Афины. По преданию, он перед отъездом взял с граждан клятву в том, что они в течение десяти лет не будут ничего менять в его законах. После отъезда Солона в Афинах снова начались волнения и борьба партий. Несогласия между гражданами были столь велики, что они долго не могли избрать архонта. Афины еще управлялись по законам Солона, но многие недовольные стремились к государственному перевороту.
Таким было положение в Афинах, когда возвратился из странствований Солон. Граждане оказали ему почетный прием, так как они помнили об его заслугах.
Солон был уже стар и не мог, а может быть, и не хотел выступать перед народом и вмешиваться в борьбу партий. Он по-прежнему старался примирить противников. Под конец своей жизни Солон занялся литературой.
Солон умер глубоким стариком. Он был выдающимся государственным деятелем и поэтом.
Преобразования Солона подорвали господство родовой знати, отдали землю в руки крестьян и спасли их от кабалы. Но власть в государстве ни перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы.
Источники: