Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Суарес Франсиско

Франсиско Суарес/Francisco Suarez

По мнению Суареса, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком..


Франсиско Суарес относится к числу крупнейших западных философов и теологов. Его «Метафизические диспутации» оказали глубокое влияние на позднюю схоластику.

В католической традиции обладает почетным титулом «Doctor exi-mius» — «превосходный доктор». Философские работы Суареса представляют собой первое последовательно проведенное разделение теологии откровения и философии. Главное произведение Суареса «Disputationes metaphysicae» (1597) («Метафизические рассуждения») — первое систематическое рассмотрение вопросов метафизики, реализованное не в форме и не в порядке комментирования аристотелевской метафизики. Оно служило образцом для последующих независимых трактатов по метафизике. Вместе с тем «Метафизические рассуждения» содержат полное и систематическое рассмотрение схоластической метафизики, за исключением метафизической психологии, представленной в «Трактате о душе» (изд. посмертно в 1621).

Суарес создал оригинальную и объемную концепцию философии права, в которой применил к новым историческим условиям средневековую философию права, представленную, прежде всего, томизмом. С философией права он сочетал политическую теорию. По Суаресу, утверждавшийся в начале Нового времени суверенитет народов, т.е. независимость от папской власти, должен носить ограниченный характер.

По мнению Суареса, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. Суарес оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

Франсиско Суарес – «превосходный доктор»

Суарес родился, по-видимому, 5 января 1548 в Гранаде.

В 1561 поступил в Саламанкский университет, где изучал каноническое право. 16 июня 1564 стал членом Общества Иисуса; ввиду слабого здоровья и (как показалось иезуитам) отсутствия таланта он был принят с испытательным сроком. С 1571 преподавал философию в иезуитском коллегиуме в Сеговии, в 1576–1580 – теологию в коллегиуме Вальядолида, читал лекции по Сумме теологии Фомы Аквинского в Сеговии и Авиле. В 1580 был приглашен преподавать теологию в коллегиум иезуитов в Риме – знаменитый Григорианум.

В 1585 Суарес сменил своего земляка и собрата по ордену, Габриэля Васкеса, в колегиуме Алкалы, а Васкес сменил его в Риме. Через шесть лет, когда Васкес вернулся в Алкалу, Суарес, вновь испытывавший приступы болезни, попросил о своем переводе в Саламанку и покинул Алкалу (1593). В Саламанке Суарес пересмотрел и дополнил свои комментарии к «Сумме теологии» и работал над своим знаменитым трудом «Метафизические диспутации» (Disputationes metaphysicae).

Суарес возобновил преподавание теологии в 1597 в Коимбрском университете в Португалии и пробыл там до 1615, когда оставил преподавательскую деятельность. В этот период он участвовал в ожесточенной философской полемике по вопросу о «содействии божественной благодати» и читал лекции, объясняя свой трактат Tractatus de legibus (Трактат о законах), посвященный различию естественного и международного права.

Суарес относится к числу крупнейших западных философов и теологов. Его Метафизические диспутации оказали глубокое влияние на позднюю схоластику. Умер Суарес в Лиссабоне 25 сентября 1617.

Сочинения Суареса издавались многократно уже при его жизни. В середине XIX века во Франции было предпринято издание полного собрания сочинений Суареса, составившего 28 томов. Труды Суареса можно разделить на философские и богословские. К богословским трудам относятся: «О благодати», «Об ангелах», «Об Антихристе», «Комментарии к III части Суммы теологии св. Фомы Аквинского» и другие. Главный философский труд Суареса  «Метафизические рассуждения» впервые были изданы в 1597 году.

Воззрения Суареса, особенно его главное произведение «Метафизические рассуждения», оказали мощное воздействие на католическую и протестантскую теологическую и философскую мысль Нового времени, в частности, на протестантскую схоластику 17 в. Творчество Суареса породило самостоятельное направление в рамках неосхоластики. Его представители считают работы Суареса продуктивным и самостоятельным продолжением схоластической традиции. В то же время другие неосхоласты, прежде всего томисты (М. де Вульф и др.), оспаривают правомерность суарезианства как особого направления католической философии.

Несмотря на то, что Суарес первым привнес в метафизику евклидовскую точность и ясность определений, он сравнительно малоизвестен не только в России, но и в других странах (за исключением Испании). Но и на родине философа его «Метафизические рассуждения» были изданы в переводе на испанский лишь в 60-е годы XX столетия. В СССР фрагмент «Метафизических рассуждений» (1 раздел 1 рассуждения) был опубликован в переводе на русский язык в «Историко-философском ежегоднике» за 1987 год с вступительной статьей и примечаниями переводчика - сотрудника Института философии АН СССР профессора Бургете. Суаресу также посвящена небольшая статья в «Философской энциклопедии» (т. 5, М., 197-), но он совершенно обойден вниманием составителями «Антологии мировой философии» (М., 1969). Характерно, что о Суаресе и о второй схоластике в целом не упомянуто в книге Б. Рассела «История западной философии».

Источники:

http://www.krugosvet.ru

http://pimenov.newmail.ru

http://ariom.ru

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Эзоп

Вдвойне тяжелее переносить обиды от тех, от кого мы менее всего вправе их ожидать.

 

Сделать стартовой