Феофраст
Феофраст/ Theophrast
Желания, влечения, наклонности суть телесные движения и имеют свое начало в телесных движениях. Однако все суждения и теории не могут быть возведены к чему-то иному, но имеют свое начало, энергию и завершение в самой душе, если только ум – лучшая и самая божественная часть, поскольку он привходит извне и всесовершенен. Феофраст |
Феофраст - то есть «обладатель божественной речи»; настоящее имя — Тиртам. Жил около 372 до н. э., Эресос на Лесбосе,умер — около 287, Афины. Феофраст - древнегреческий философ и естествоиспытатель; один из первых ботаников древнего времени. Ученик Платона, затем Аристотеля. Автор «Учебника риторики» (не сохранился) и «Характеров» — сборника из 30 кратких характеристик человеческих типов (льстец, пустослов и т. д.), послужившего образцом для многих моралистов нового времени.
Благодаря исторической части своего учения о природе Феофраст выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).
Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.).
Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии «Характеров» Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.
Древнегреческий философ Теофаст
Феофраст занимает, безусловно, первое место среди многочисленных друзей и учеников Аристотеля. Известно, что он был родом из лесбосского Эреса, откуда его прозвище Феофраст Эресский. Плутарх утверждает, что Феофраст дважды освободил свой родной город от тиранов. Точных дат его жизни мы не знаем; вернее всего, он умер между 286 и 288 гг. до н.э., прожив около 85 лет. Таким образом, Феофраст был на 11-13 лет моложе Аристотеля.
После смерти Аристотеля, в 322 г. до н.э., Феофраст стал руководителем и владельцем Ликея; к нему же перешла и библиотека Аристотеля. Феофраст благоустроил Перипат и привлек к нему большое число учеников. В своем завещании он мог уже сказать: «Сад и Перипат и все дома при саде даю в вечное пользование тем из указанных друзей, кто хочет заниматься и вместе философствовать, потому что не всем возможно жить дома, не отстраняя никого и не отделяясь, но пользуясь всем сообща, как святилищем».
Древние свидетельства согласно рисуют Феофраста богатым человеком, блестящим мастером слова. По преданию, самое имя было ему дано Аристотелем за необычайное умение правильно и приятно выражаться. Этот факт, возможно, недостоверен, но, во всяком случае, те же черты отмечает у Феофраста Цицерон: «Кто… сладостнее Феофраста?»; «он – изящнейший и ученейший из всех философов». Кажется, что Феофраст доходил при этом даже до излишней красивости и театральности.
Из сочинений Феофраста до нас дошли, если не считать многочисленных фрагментов, лишь две работы по ботанике (наиболее точные и полные из всего, что дала в этом отношении античность и средневековье), трактат «Этические характеры», несколько малых работ по естествознанию и часть метафизики, а именно, рассуждение о метафизических апориях. Упомянутые малые работы по естествознанию, как доказывает П.Штейнмец, являются частью огромной энциклопедии знаний, которая должна была охватывать сначала физико-философское определение основных понятий «движение», «время», «пространство», затем переходить к исследованию о небе, потом к изучению подлунного мира, «элементов», огня, воды, ветра, металлов, минералов и т.д.
В большей и основной части вопросов Феофраст присоединяется к учениям Аристотеля как в методе, так и в идеях. Высшая и божественная способность человека, по Феофрасту, тоже ум, потому что этот «ум» есть нечто чистое и совершенное, извне входящее в человека еще при его рождении. Умственно-теоретическая жизнь для Феофраста, как и для Аристотеля, есть высшее назначение человека. Вообще можно видеть, что Феофраст не только не изменяет систему своего учителя, но и пользуется терминологией последнего. Феофраст твердо стоит на принципах эмпиризма, наблюдения и индуктивности. «Наши слова должны согласоваться с тем, что мы обнаруживаем». «У тех, кто в своих усмотрениях исходит из частного и конкретного, слово согласуется с тем, что есть». «Мы чувствуем себя тверже на ногах в частном и конкретном, ибо чувственное восприятие дает нам начала».
Сказанное подтверждается трактатом Феофраста о метафизических апориях, или, точнее было бы сказать, об апориях, то есть неразрешимых трудностях онтологической системы самого Аристотеля. Мы наблюдаем здесь, как для Феофраста тускнеют и теряют очевидность самые кардинальные, жизненно важные воззрения Аристотеля, хотя Феофраст еще вовсе не думает о том, чтобы опрокинуть их или отказаться от них. Мы еще легко узнаем Аристотеля, когда Феофраст говорит о божестве как Уме и «единой причине», которая связывает все и все приводит в движение, потому что все к ней стремится. В полном соответствии с учением Аристотеля речь идет здесь о прекраснейшем и наиболее совершенном движении верхней небесной сферы, именно сферы неподвижных звезд.
Не пытаясь внести изменения в аристотелевскую онтологию, Феофраст значительно отходит от Аристотеля в своей антропологии. Как известно, по Аристотелю, душа неподвижна, и то, что кажется движением души, на самом деле восходит к телу. Феофраст, однако, считает, что такая «телесность» души касается лишь низших областей жизнедеятельности и что в мышлении проявляется самостоятельность и самодвижность души. В остальном, помимо созерцательного ума, Феофраст считает человеческую душу вполне подобной животной душе. Граница между двумя областями души, животной и разумной, представляется ему расплывчатой. Он, например, не знает, к какой из них отнести воображение.
Что касается чувственного впечатления, то, как и Аристотель, Феофраст считает, что оно обусловлено воздействием воспринимаемого предмета, причем этот предмет вызывает в органах чувств изменение, подобное самому предмету, не материально, а по виду.
От многочисленных трактатов Феофраста по вопросам искусства до нас дошли лишь фрагменты. Они касаются в основном риторики (и поэтики) и музыки.
Феофраст различал два вида литературы: речи, относящиеся к слушателю, и речи, относящиеся к предмету. К первым относятся риторика и поэтика, которые стремятся к изысканному выражению, благозвучию, приятному и эффектному изложению. Наоборот, философ жертвует внешним выражением и изъясняет суть дела, желая лишь устранить ложь и указать правду. Об упоминаемых Диогеном Лаэрцием двух трактатах «О поэтике» и одном трактате «О комедии» мы почти ничего не знаем. Согласно Диомеду, Феофраст определяет трагедию как «обстоятельства, создаваемые героической судьбой».
Музыка, согласно Феофрасту, есть движение души. Феофраст говорил: «Одна природа у музыки: движение души, возникающее в связи с освобождением от зол, вызванных аффектами».
Плутарх сообщает, что, по Феофрасту, началами музыки являются три аффекта – скорбь, наслаждение и вдохновение. Каждый из этих аффектов выводит нас из привычного состояния и естественным, непроизвольным образом изменяет наш голос. Из этого-то «наклонения» голоса и рождается музыка. Такую же эстетику Феофраст выражает и в объяснении особого воздействия на нас музыки: чувство слуха наиболее «патетично» из всех остальных чувств. О Феофрасте рассказывают также, что он лечил музыкой болезни и игрой на флейте излечивал от укусов змей.
Источники: