Тиллих Пауль
Пауль Тиллих/ Paul Tillich
Невроз - это способ избежать не-существования, избегая существования.
Пауль Тиллих |
Пауль Тиллих - немецко-американский теолог, философ и общественный деятель. В отличие от Карла Барта и др. стремился к созданию универсальной «теологии культуры».
Пауль Тиллих (о чем свидетельствует название его автобиографии, опубликованной в 1978 г.) вел жизнь «На пограничье». Идея «пограничной ситуации» подтверждается самой его жизнью. Его мысль тоже движется в пограничной области между религией и культурой: религия истолковывается им как субстанция культуры, а культура - как выражение религии. Тиллих испытал влияние и идеализма, и марксизма. Он начал свою творческую деятельность с исследования философии Шеллинга, а потом стал известным представителем «религиозного социализма», в духе которого написана его книга «Социалистическое решение» (1933). С родины его изгнали. Потом он время от времени возвращался в Германию, где выступал с лекциями и докладами. Тиллих формировался под влиянием немецкой культуры. Во время эмиграции он обрёл значительное духовное влияние в США. Мысль Тиллиха также двигалась на пограничье между теологией и философией. Поэтому кафедру, которую он занимал в США, верно назвали кафедрой философской теологии.
Тиллих пытался по-новому подойти к вопросу об «оправдании, исходя из веры». Оправдать, исходя из веры, можно и то, что заключено в сомнении. «Оправдание сомневающегося» особенно важно для интеллектуальной сферы.
Пауль Тиллих: «на пограничье»
Тиллих родился в семье лютеранского пастора в 1886 году.
Богословское образование получил в университетах Берлина, Тюбингена и Галле, где испытал определенное влияние либерально-протестантской школы экзегезы.
Во время 1-й мировой войны служил в армии пастором-капелланом. В 20-30-х гг. преподавал богословие в Марбурге, Дрездене, Франкфурте. Опыт войны и европейский кризис привели Тиллиха к мысли, что мир утратил христианские ценности. Он осознал, что требуется реинтерпретация Евангелия, которая помогла бы современным людям услышать весть о Христе.
Тиллих поставил перед собой задачу, которая стояла еще перед святоотечественной мыслью, а в протестантизме — перед Шлейермахером. Отойдя от либерально-протестантской школы, Тиллих обратился к идеям Барта, экзистенциализма, марксизма и психоанализа. Однако он не принял радикального дуализма Барта и выдвинул тезис о возможности христианского толкования культуры и христианского ответа на ее актуальные запросы.
Тиллих считал, что евангельская вера найдет почву в широко понимаемом социализме и в свою очередь даст ему духовную основу. Свои взгляды Т. изложил в программной книге «Выбор в пользу социализма» (1933). В ней он выступил против языческого «родового мифа», воскрешенного нацизмом. «Родовой миф» обрекает дух человека на постоянный возврат к прошлому. Он цикличен по своей природе. Нацистский «романтизм» есть движение назад, к варварству. Подлинной движущей силой мира могут стать лишь учения, устремленные в будущее. Истоки их Тиллих нашел в Библии. «Значение еврейского пророчества, — писал он, — состоит в том, что оно открыто вело борьбу с родовым мифом, с привязанностью к пространству, и одержало в этой борьбе победу. На основе мощного социального мифа еврейство сделало социальное требование настолько радикальным, что освободило себя от родовых уз. Бог свободен от Святой Земли не потому, что Он завоевал чужие земли, а именно потому, что Он призвал иноземных завоевателей на Свою землю, чтобы вразумить, покарать «народ Своего удела».
Книга Тиллиха была немедленно запрещена нацистами, как раз в это время пришедшими к власти. Сам богослов лишился кафедры и в 1933 эмигрировал в США. Там он был профессором в Гарвардском и др. университетах. В этот период Тиллих отошел от активной политической деятельности, целиком посвятив себя богословию и философии.
В своей послевоенной книге проповедей «Потрясение основ» (1948) Тиллих снова возвращается к эсхатологическому видению пророков. Говоря о катастрофическом состоянии современного мира, он сравнивает его с критической эпохой профетизма. Пророки, по его словам, лишь потому не впали в отчаяние, что видели в истории, в самой гуще жизни деяния Бога, Который бесконечно близок к людям, несмотря на их отчуждение от Него. В 1951-52 он прочел цикл лекций на тему «Библейская религия и поиски Последней реальности» (1955). В них он сравнивал философскую онтологию, т.е. метафизическое учение о бытии, с библейским Откровением и библейской верой. На первый взгляд, между ними лежит непроходимая пропасть. Но Тиллих не хотел, следуя Барту, лишь констатировать несоизмеримость Божественного и человеческого. Он подчеркивал, что «не существует чистого Откровения»: библейская религия содержит как Слово Божье, так и ответ на него человека. Онтология ставит вопросы, на которые не может получить абсолютно достоверных ответов. Эти ответы дает Священное Писание, которое следует интерпретировать в соответствии с современным уровнем сознания. Между онтологией и верой есть качественное различие. Онтология объективна, она пытается постичь Реальность холодным анализом. Напротив, в вере человек захвачен истиной, глубоко лично переживает встречу с ней. Поэтому онтология и Откровение дополняют друг друга. «Вопреки Паскалю, — писал Тиллих, — я говорю: Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов — один и тот же Бог».
Итоги своих размышлений Тиллих подвел в своем трехтомном «Систематическом богословии» (1951-64). Его влияние было значительным, особенно среди протестантов. Однако основные концепции Тиллиха не могли удовлетворить ни церковномыслящих людей, ни внерелигиозный мир. Одной из причин этого являлась расплывчатость формулировок Тиллиха, отвлеченная и тяжелая манера изложения, отсутствие дара выражать живое религиозное чувство. Ратуя против абсолютизации «религиозных» элементов в христианстве, Тиллих не смог показать, что именно конкретно предлагается взамен них. Следует отметить, что позитивное ядро концепций Тиллиха было новым словом лишь для Запада. В русской православной мысли наиболее ценные идеи Тиллиха были предвосхищены и выражены в более совершенной форме (Тареев, Бердяев и др.).
Умер Тиллих в Чикаго в 1965 году.
Источники: