Унамуно-и- Хуго Мигель
Мигель де Унамуно-и- Хуго/ Miguel de Unamuno y Jugo
Прочувствовать — значит понять и осмыслить. Унамуно |
Унамуно - испанский писатель, философ.
Литературные и философские произведения Унамуно, как и его политическая деятельность, характеризовались неприятием внешних обязательств. Он не состоял ни в каких политических партиях, писал во всех жанрах, но не отдал предпочтения ни одному из них. В каждом отдельном случае он стремился так перевоссоздать форму, чтобы она выразила его глубинное убеждение в том, что воля индивидуального человека и духовные борения, вызываемые его страстями, составляют конечный смысл его существования. Так, Унамуно назвал один из своих романов «Туман» (1914), желая подчеркнуть ирреальность внешнего мира-«тумана» по сравнению со значимым миром, творимым волей главного героя. Демонстрируя свою независимость от традиционных художественных классификаций, он изобрел бурлескный жанр «нивола» («nivola», от «novela» – роман). В этом жанре написаны романы «Авель Санчес» (1917), с которым впоследствии печатался один из лучших его рассказов «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933), «Тетя Тула» (1921) и «Три назидательные новеллы и один пролог» (1920). В упомянутом Прологе блистательно изложена теория романа Унамуно.
Не менее своеобразна лирическая поэзия Унамуно. Будучи поэзией действующей воли, она жаждет противостояния, собеседования. Ясность мысли, стремление убедить вытесняют созерцательность, обычную для лирики. За первым томом «Стихотворений» (1907) последовали «Четки из лирических сонетов» (1911), уже своим названием утверждающие философско-религиозное содержание поэзии Унамуно. Вероятно, лучшим образцом его лирики стала поэма «Христос Веласкеса» (1920). В 1953 был опубликован сборник из 1755 стихотворений «Кансьонеро, поэтический дневник», который он начал в изгнании в 1928 и продолжал вести до конца жизни.
Философия Унамуно была представлена вначале в книге «По поводу традиционализма» (1895), в которую вошли пять эссе об испанском национализме, и в сборнике «Три эссе» (1900), а затем еще в целом ряде книг. Первой из них стала «Жизнь Дон Кихота и Санчо» (1905), в которой он попытался раскрыть в символике различных эпизодов великого романа подспудную философию испанской жизни («кихотизм»). В 1913 Унамуно опубликовал, вероятно, самую значительную свою работу «О трагическом чувстве жизни у людей и народов». Третья книга, в которой получили дальнейшее развитие идеи книги «О трагическом чувстве жизни, – Агония христианства» (1925), дает основание считать его провозвестником экзистенциализма.
Писатель и философ Унамуно
Мигель де Унамуно - и - Хуго родился в 1864 году в столице Страны Басков , городе Бильбао, в семье предпринимателя . Родным языком для писателя бал баскский, но писал он на испанском.
Когда в Испании началась так называемая Вторая карлистская война , Мигелю было восемь лет . Это была гражданская война , война карлистов - сторонников претендента на престол Карлоса VII - против либералов - приверженцев парламентской монархии короля Альфонса XII . Семья Унамуно жила в осажденном городе , спасаясь «в мрачной и сырой пристройке , где было темно даже днем , потому что входная дверь - единственный источник света - была заложена тюфяками». Воспоминания об этом времени позже лягут в основу его первого романа « Мир среди войны» . В 1880 году Унамуно приезжает в Мадрид и учится там в университете . В 1884 году он защищает диссертацию на тему « О проблемах происхождения и предыстории басков» . Унамуно получает степень доктора и возвращается на родину , в Бильбао. В 1891 году Мигель женится на Кармен Лисаррага . Она станет на всю жизнь его спутницей и родит ему девятерых детей . В том же году Унамуно получает место преподавателя на кафедре греческого языка Саламанкского университета , а в 1901 году он становится его ректором . Первые литературные опыты Унамуно относятся к 80-м годам и посвящены его родному краю - это зарисовки быта басков.
В 1895 году Унамуно выпускает сборник эссе «О кастицизме» , заявив о себе не только как писатель и поэт , но и как историк , где он выдвинул оригинальную идею интраистории . В конце 90-х годов у Мигеля умирает его маленький сын . Унамуно воспринял это трагическое событие очень болезненно: он ощутил смерть сына как проявление вселенской трагедии , состоящей в том, что человек хочет , но не может жить вечно . Начиная с этого момента все его творчество проникнуто раздумьями о смерти и бессмертии , о вере и неверии . Олицетворением Испании и всего человечества для Унамуно является его любимый герой - Дон Кихот . В 1905 году в Испании повсеместно отмечались торжества по случаю трехсотлетия «Дон Кихота» . Тогда в свет вышло « Житие Дон Кихота и Санчо по Мигелю де Сервантесу, объясненное и комментированное Мигелем де Унамуно» - очень глубокая интерпретация романа Сервантеса. Структурно книга Унамуно почти полностью повторяет роман Сервантеса: она состоит из пролога и двух частей, главы в которых имеют те же названия , как в оригинальном романе , причем каждая глава является комментарием к событиям , описанным в соответствующей главе Сервантеса . Унамуно берет на себя ответственность во многом не соглашаться с Сервантесом и по-своему толковать жизнь героя. Интересно то, что Унамуно всякий раз принимает сторону Дон Кихота: для него он прав, когда принимает постоялый двор за замок, и прав, когда не принимает. Унамуно всегда утверждал, что для него Дон Кихот реальнее Сервантеса, автора книги. Проблема собственной личности и желание заслужить бессмертие выходят на первый план всей драматургии Унамуно. Он создает свои книги, раздираемый вечным противоречием между желанием жить вечно и разумом, который говорит ему о неисполнимости его желания, - в этом сущность трагического чувства жизни .
В 1923 году при поддержке короля Альфонса XIII власть в Испании получил военный диктатор Примо де Ривера. Унамуно тут же выступает с рядом статей, направленных против нового режима и лично против короля. Вскоре дона Мигеля ссылают на Канарские острова. Через некоторое время ему разрешают вернуться, но Унамуно заявил, что не приедет на родину, пока не будет свергнута диктатура. Он поселяется сначала в Париже , а затем в небольшом городке Андайя на границе с Испанией. Унамуно вернулся домой в феврале 1930 года - он сдержал свое обещание. Писателя встретили как героя, и он снова становится ректором университета.
В 1932 году Мигель де Унамуно был избран в члены Испанской Академии. В 1936 году вспыхнуло восстание фалангистов во главе с Франко, и, поначалу, Унамуно поддержал его. Совсем скоро писатель разобрался в происходящем и понял, что на смену одному диктатору приходит другой, и его отношение к Франко резко изменилось. Известен эпизод, который произошел буквально за два месяца до кончины писателя. 12 октября Франко устроил празднование в Саламанке по поводу годовщины открытия Америки. Председательствовал Мигель де Унамуно от имени Франко. Тогда и произошел неприятный инцидент писателя с Миляном Астраем (назначенным руководителем службы прессы и пропаганды). Унамуно всегда был против насилия, и когда кто то из легионеров выкрикнул « Да здравствует смерть !», он не выдержал и вмешался сказав, что « гражданская война - война нецивилизованная … и победить - это не убедить, что каталонцы и баски не больше антииспанцы, чем присутствующие на церемонии … Я баск и посвятил всю свою жизнь преподаванию вам испанского языка, которого вы не знаете». После этого Милян закричал: «Смерть интеллектуалам!». Поднялся шум . Телохранители Миляна Астрая начали угрожать Унамуно, но тут вмешалась донья Кармен (жена Франко): она взяла уважаемого профессора за руку, вывела его из зала и отвезла домой на автомобиле. В Саламанке в то время царила такая атмосфера страха, что от Унамуно отвернулись все его знакомые, а коллеги настояли на его уходе из университета. Репрессированный, находясь фактически под домашним арестом, столкнувшись с «коллективным помешательством» и «моральным самоубийством Испании» Мигель де Унамуно умер в конце декабря 1936 года. Тем не менее на похоронах его превозносили как фалангистского героя. Почти тридцать лет спустя Франко в разговоре с кузеном сказал, что поведение Унамуно было «достаточно досадным, недопустимым на патриотической церемонии, в такой знаменательный день, в националистской Испании, которая сражалась на поле боя с жестоким врагом и преодолевала огромные трудности на пути к победе».
Источники: