Файхингер Ханс
Ханс Файхингер/ Hans Vaihinger
Файхингер составил себе имя в философской литературе главным образом своим комментарием к Кантовой «Критике чистого разума» |
Ханс Файхингер - (25.9.1852, Нерен близ г. Тюбинген, – 18.12.1933, Галле), немецкий философ-идеалист, профессор университетов в Страсбурге с 1883, в Галле с 1906; автор «Комментария к «Критике чистого разума» И. Канта; основатель журнала «Kant – Studien» (1897) и Кантовского общества (1904). В главном сочинении «Философия как если бы» (1911) Файхингер под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться основными мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) «как если бы» их объекты были реальны, развил субъективно-идеалистическую концепцию фикционализма, или «критического позитивизма». Считая научные и философские понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, Файхингер пришёл к агностическим выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.
Философ-идеалист Ханс Файхингер
Файхингер родился в 1852 г. Составил себе имя в философской литературе главным образом своим комментарием к Кантовой «Критике чистого разума». Сочинение это рассчитано на пять томов; пока вышли два тома. Первый том содержит комментарий к предисловию 1-го изд. «Критики» и к введениям 1 и 2 изданий; здесь обращает на себя особое внимание новое изложение отношения Канта к Юму, а также «методологический анализ критики чистого разума». Файхингер содействовал установлению правильного взгляда на развитие теоретической философии Канта, приняв в процессе этого развития два периода: первый — до критицизма, второй — внутри самого критицизма. Как в первом, так и во втором Файхингер различает три ступени: в первом — 1) догматическую точку зрения Лейбница, 1750—60; 2) эмпирическое влияние Юма, 1760—1764; 3) критическую точку зрения («Грёзы духовидца») 1765—1766; во втором — 1) догматическое влияние «Новых опытов» Лейбница, 1769; 2) скептическое влияние Юма, 1772 (письма к Герцу); 3) критицизм, 1781.
Вместе с Рейке Фйахингер составляет библиографию о Канте, начатую печатанием в «Altpreussische Monatsschriften» в 1882 г.
Хотя сам Файхингер характеризовал свою позицию как позитивный идеализм или идеалистический позитивизм, в историю философии он вошел как автор концепции фикционализма. Согласно этой концепции, всякое знание есть гипотетическая фикция, и ее истинностное значение состоит только в практической жизненной ценности. Объективная же истина в смысле совпадения с действительностью недостижима. Наше изображение мира в представлении состоит из чудовищной паутины фикций и полно логических противоречий. Фикции являются неадекватными, субъективными, образными способами представления, чье совпадение с действительностью исключено. Фикции, по Файхингеру, суть ложные допущения, зачастую и познанные в своей ложности, но, несмотря на это, используемые при построении знания, направлении действия, упорядочивании чувства. Фикциями являются все категории, а следовательно, и все науки, построенные на их основе. Наиболее ценными фикциями являются идеалы. Понятия Бога, бессмертия души, атома, бесконечно малого, жизненной силы суть не что иное, как фикции. Мышление, действие и чувствование направлены на фикции, т.к. с их помощью неупорядоченные переживания структурируются в мышлении, что позволяет ориентировать действие и стабилизировать чувство. В теоретической, практической и религиозной сферах мы приходим к правильному при помощи ложного. Поскольку фикции являются ложными, они иррациональны, однако именно эта иррациональность делает возможной рациональность мышления и действия. Рациональность же интерпретируется Файхингером как средство для лучшего обеспечения выживания. Задачей философии он считал разложение паутины фикций на отдельные фиктивные элементы; исходя из этой задачи он рассматривал историю философии.
Источники: