Великий Альберт
Альберт Великий/Albert Velikij
Его называют «Великим» и «Doctor Universalis» («всеобъемлющий доктор»), в знак признания его исключительного гения и обширных познаний. |
Альберт Великий - ученый, богослов. Выдающийся немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Он с энтузиазмом занимался астрологией, и по-видимому, обладал даром ясновидения.
Его называют «Великим» и «Doctor Universalis» («всеобъемлющий доктор»), в знак признания его исключительного гения и обширных познаний, поскольку он был знатоком во всех областях знания, развивавшихся в его время, и превосходил всех своих современников, кроме, может быть, Роджера Бэкона (1214-1294) в области изучения природы. Один из его современников, Ульрих Энгельберт, называет его чудом и потрясением для своего века. При жизни его обычно называли Альбертом Лауингенским или Кёльнским.
Альберт многое сделал для популяризации сочинений Аристотеля. Им написаны комментарии к большинству сочинений Аристотеля: Альберт – не простой толкователь, но философ и богослов, разъясняющий и дополняющий сочинения Аристотеля и в то же время исправляющий их для приведения в согласие с христианским вероучением.
Неутомимой деятельностью и увлекательным красноречием, а также уединенной жизнью исследователя Альберт Великий так сильно поразил умы своих современников, что вся его жизнь сопровождается легендарными рассказами. Рассказывали, что план, по которому был выстроен знаменитый Кельнский собор, был составлен Альбертом с помощью святых, которые, предводимые Божьей Матерью, принесли ему инструменты для чертежей. Занятия физикой и химией создали Альберту репутацию колдуна; о его таинственном могуществе сохранились многочисленные рассказы. Даже старческое слабоумие, поразившее ученого за два года до смерти, украшено легендой о предсказании ему в дни его юности, что потеря памяти послужит знаком, что Бог призывает его к себе.
Жизнь и творения Альберта Великого
Альберт - старший сын графа Боллста родился в Лауингене в Швабии в 1205 или 1206 году (многие историки считают датой его рождения 1193 год).
О его начальном или подготовительном образовании ничего в точности не известно, он получил его либо в родительском доме, либо в одной из школ по соседству. Юношей он был отправлен в университет Падуи для продолжения занятий; этот город был выбран либо потому, что там жил тогда его дядя, либо потому, что Падуя была известна своей культурой и развитием искусств, к которым юный шваб имел пристрастие. Время этой поездки в Падую в точности определить невозможно.
В 1223 г. он вступил в орден св. Доминика; его привлекли туда проповеди блаженного Иордана Саксонского, второго генерального настоятеля ордена. Историки ничего не сообщают о том, где Альберт продолжил свое образование: в Падуе, Болонье, Париже или Кельне.
По окончании учебы он преподавал богословие в Гильдешейме, Фрайбурге (Брейсгау), Ратисбоне, Страсбурге и Кельне. В 1245 году, когда он находился в монастыре в Кельне, где занимался переводом «Книги изречений» Петра Ломбарда, он получил повеление отправиться в Париж. Там он получил докторскую степень в университете, который особенно славился как школа богословия. Как раз в этот период становления в Кельне и Париже в числе его слушателей был св.Фома Аквинский - в то время молчаливый, задумчивый юноша, в котором он уже тогда распознал гений и предсказал его будущее величие. В 1245 году ученик поехал вместе со своим учителем в Париж, а в 1248 г. вместе с ним вернулся в Кельн в новый «Studium Generale», куда Альберт был назначен регентом, в то время, как Фома стал вторым профессором и «Magister Studentum» (учителем студентов). В 1254 г. Альберт был избран Провинциалом своего ордена в Германии. В 1256 г. он совершил поездку в Рим, чтобы защитить нищенствующие ордена от нападок Вильгельма Сент-Амурского, чья книга была осуждена папой Александром IV 5 октября 1256 г. Во время своего пребывания в Риме Альберт занимал должность магистра Святого дворца (гофмейстера Святого престола) и проповедовал Евангелие от Иоанна и канонические Послания. В 1257 г. он оставил должность Провинциала, чтобы посвятить себя научным занятиям и преподаванию. На генеральном капитуле доминиканцев, проходившем в 1250 г. в Валансьене, он вместе со св. Фомой Аквинским и Петром Тарентасийским (ставшим впоследствии папой Иннокентием V) он установил правила, определяющие направления обучения и учреждение системы присвоения степеней в Ордене.
В 1260 г. он был назначен епископом Ратисбона. Гумберт Романский, генеральный настоятель доминиканцев, которому не хотелось терять прекрасного учителя, пытался помешать этому назначению, но ему это не удалось. Альберт управлял общиной (диоцезом) до 1862 г., когда после принятия его отставки, он добровольно вернулся к обязаностям профессора в «Studium» в Кельне. В 1270 году он послал в Париж статью, чтобы помочь св. Фоме в его борьбе против Сигера Брабантского и аверроистов. Это был его второй специальный трактат, направленный против этого арабского комментатора (Аверроэса), первый же был написан в 1256 г.
Папа Григорий Х пригласил его участвовать в Лионском Соборе (1274), где он принимал активное участие в дискуссиях. Объявление о смерти св. Фомы в Росса Нуова, заставшее его в то время, когда он участвовал в Соборе, было для Альберта тяжелым ударом, и он заявил, что «Свет Церкви» погас. Было вполне естественно, что он очень любил своего выдающегося святого ученика и, говорят, что в последствии он не мог сдержать слезы при любом упоминании имени св.Фомы. Его былой дух и живость отчасти вернулись к нему в 1277 году, когда было объявлено, что Стефан Темпиер и другие желали осудить писания св. Фомы под тем предлогом, что к ним слишком благоволят неверующие философы, и он отправился в Париж, чтобы защитить память своего ученика. Некоторое время после 1278 года (в котором он составил свое завещание) он страдал от провалов в памяти; его могучий ум постепенно помрачался; его плоть, изможденная постами, аскетической жизнью и многими трудами, не выдержала тяжести лет.
Он был причислен к лику блаженных папой Григорием в 1622 г.; его память празднуется 15-го ноября. Епископы Германии, собравшиеся в Фулде в сентябре 1872 г., послали петицию к Святому престолу (Ватикану) о его канонизаци; он был окончательно канонизирован в 1931 г.
Источники: