Уайтхед Альфред
Альфред Уайтхед/ Alfred Whitehead
У человечества есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов вселенной.
Альфред Уайтхед
Альфред Уайтхед (1861–1947) - британско-американский математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики.
Уайтхед первым изобрел логическую технику – «метод экстенсивной абстракции» – для определения идеальных сущностей, например точек и моментов времени, как сложных классов пересечений наблюдаемых явлений. Понятия движения, временных систем, событий пространства-времени и конгруэнтности также были переформулированы на основе всего нескольких отношений, которые, по мнению Уайтхеда, проявляются во всяком наблюдении природы. Полагая, что истолкование Эйнштейном этих понятий не учитывало данных отношений, он предложил отличную от эйнштейновской специальную и общую теорию относительности, из которой выводил результаты либо идентичные эйнштейновским, либо незначительно от них отличавшиеся. Эта работа не нашла признания, поскольку шла вразрез с принятой физиками операционалистической философией.
Хотя философия Уайтхеда в каких-то моментах сопоставима со взглядами А.Бергсона, У.Джемса и С. Александера, ее невозможно поставить в один ряд с системами других мыслителей. Уайтхед не принадлежал к какой-либо школе, не было у него и учеников. Одной из причин этого, несомненно, является необычайная широта его мышления. Математик, в высшей степени чувствительный к качественным аспектам опыта, он разработал космологию, опираясь на которую мыслящий человек мог вновь насладиться, подобно Вордсворту, своей органической связью с природой. Его метафизика получила выражение и в мудрых мыслях Уайтхеда о смысле человеческой истории (книга «Приключения идей»).
Философ Альфред Уайтхед
Альфред Норт Уайтхед родился в Рамсгите (графство Кент) 15 февраля 1861 в семье, члены которой традиционно становились учителями или священниками. Его отцом был достопочтенный каноник Кентерберийского собора. Поступив в 1880 в Тринити-колледж Кембриджского университета, Уайтхед посвятил себя занятиям математикой, однако в «Клубе апостолов», членом которого он состоял с 1884, предметами обсуждения часто были проблемы философии, литературы, истории, политики и религии. В 1885 Уайтхед стал членом совета Тринити-колледжа и преподавателем математики. Благодаря своему Трактату об универсальной алгебре он был избран членом Королевского общества в 1903. В результате десятилетнего сотрудничества Уайтхеда с его бывшим учеником Б. Расселом появился монументальный совместный труд «Начала математики» (в 3-х тт., 1910–1913).
В 1910 Уайтхед переехал из Кембриджа в Лондон, где глубоко заинтересовался проблемами образования, особенно математического и естественнонаучного. В 1911 он стал сотрудником Юниверсити-колледжа Лондонского университета. Связанный с 1914 главным образом с Имперским колледжем науки и техники Лондонского университета (в котором он был профессором прикладной математики, а затем деканом факультета естественных наук), Уайтхед принимал активное участие в деятельности многих других образовательных учреждений Англии. Его взгляды на проблемы образования изложены в статьях и выступлениях, впоследствии объединенных в сборники «Цели образования и другие очерки» (1929) и «Эссе о науке и философии» (1947).
Во время своего пребывания в Лондоне Уайтхед разработал и опубликовал теорию философских оснований физики. В 1924 ему была предложена должность профессора философии Гарвардского университета; деятельность Уайтхеда в этом качестве была чрезвычайно успешной, и он оставил Гарвард только в 1937 (оставшись членом совета университета).
В 1925–1932 разработал метафизическую систему, получившую название «органической философии». Публикация грандиозной трилогии – «Наука и современный мир» (1925); «Процесс и реальность: очерк космологии» (1929); «Приключения идей» (1933) – сделала его наиболее видным метафизиком своего времени. Уайтхед был избран в Британскую академию в 1931 и награжден орденом «За заслуги» в 1945. Умер Уайтхед в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 30 декабря 1947.
Уайтхед видел опасность в повороте современной цивилизации на путь выработки все более точного знания. Он был не столько оппонентом жесткой научной рациональности, сколько адвокатом «восполняющей» рациональности, которую, по его мнению, дает спекулятивная философия с ее неточными методами. Прогресс в развитии цивилизации он ставил в зависимость оттого, в какой мере люди будут подключаться к «приключению идей», преодолевать ортодоксии и оценивать проблемы настоящего в свете вызревающей новизны. Этическая цель «философии организма» Уайтхеда — помочь людям обрести цельность жизни, участвуя в ее творчестве.
Источник: