Якоби Фридрих Генрих
Фридрих Генрих Якоби
Корнем философии должно оставаться положение: человеческое познание исходит из откровения
Ф. Якоби |
Фридрих Якоби – немецкий философ, родился в 1743 году. Образование получил в Женеве, намеревался стать коммерсантом, однако впоследствии отказался от этой карьеры. Обладатель блестящего ума и огромного личного обаяния, Якоби играл важную роль в литературных и философских собраниях. Благодаря встрече с Лессингом в 1779 году занялся философией Спинозы. В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Спинозы выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант).
Якоби был дружен с Гете и Виландом. С 1807 по 1812 год был президентом Баварской Академии наук. Он автор романов «Из писем Эдуарда Альвиля» и «Вольдемар», многочисленных полемических сочинений на философско-религиозные темы, оставил большое эпистолярное наследие. Основной мотив сочинений Якоби — демонстрация ограниченности, беспочвенности и моральной несостоятельности рационализма. Оценку романтического идеализма Якоби высказал в язвительных памфлетах против И.Г. Фихте и раннего Ф.В.Й. Шеллинга, где охарактеризовал этот тип философии как «перевернутый солипсизм» и «нигилизм» (этот термин появился впервые). Различным версиям рационализма Я. противопоставлял апологию непосредственного знания, которое называл «чувством», «верой», «откровением». Философия Якоби подчеркивает, в противовес рациональной и субъективной традиции Канта и Спинозы, значение интуитивного и чувственного.
Умер Якоби в Мюнхене в 1819 году.
Генрих Якоби и его философия
Фридрих Генрих Якоби (1743–1819), немецкий мыслитель, представитель философии «чувства и веры». Родился в Дюссельдорфе 25 января 1743 года. Получил образование в Женеве с намерением заняться коммерческой деятельностью, однако отказался от карьеры коммерсанта. Обладая блестящим умом и огромным личным обаянием, Якоби играл важную роль в литературных и философских собраниях и вместе с К.Виландом основал литературный журнал «Немецкий Меркурий» в котором появились некоторые из его первых сочинений. Опубликовал роман «Из писем Эдуарда Альвиля» (1775–1776), за которым последовал роман «Вольдемар»:оба произведения сочетали литературу и философию.
В 1779 он встретился с Лессингом, благодаря которому занялся философией Спинозы. В первой собственно философской работе «Об учении Спинозы, в письмах к господину Мозесу Мендельсону» 1785) предпринял критику догматического, «рассудочного» рационализма Спинозы. Не устраивала его и система абсолютного субъективного идеализма Канта, которая, на его взгляд, не способна постичь последнюю реальность. В своем труде «Дэвид Юм о вере, или Идеализм и реализм» (1787) утверждал, следуя Юму, что истина постигается в интуитивном чувстве, а последняя реальность является предметом инстинктивного убеждения, или веры.
Философия Якоби подчеркивает, в противовес рациональной и субъективной традиции Канта и Спинозы, значение интуитивного и чувственного. Рассудок ограничен своим собственным непосредственно данным материалом, в то время как откровение истины в опыте, интуитивном чувстве и вере безгранично. Среди других важных философских трудов Якоби – «Послание к Фихте» (1799); «О попытке критицизма привести разум к рассудку» (1801) и «О божественных вещах» (1811).
Президент Баварской АН (1807-12). В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Б. Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант). Критикуя Канта, выявил одно из основных противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Д. Юмом Якоби полагал, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредственную достоверность Якоби называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержанием веры у Якоби является как реальность чувственного мира земных вещей, так и реальность абсолютного и вечного, в котором человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и спасённым в изначальной основе своей субъективности. Критиковал учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму"» (ввёл самый термин). Иррационалистическая философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.
Творчество Якоби, проникнутое антипросветительскими настроениями, не раз становилось предметом оживленных дискуссий, повлиявших на духовную атмосферу Германии предромантического и романтического периодов. Основной мотив философских сочинений Якоби — демонстрация ограниченности, беспочвенности и моральной несостоятельности рационализма.
Источники: