Ямвлих
Ямвлих/Yamvlih
Ямвлих был прозван «Божественным» за внесение в свои философские рассуждения религиозно-мифологических тенденций. |
Ему принадлежат сочинения: «Жизнь Пифагора», «Свод пифагорейских учений», «О мистериях» и др. Ямвлих еще больше усложнил учение Плотина, чем Порфирий. Он исходит из трех категорий, которые ввел Плотин: Единое, Ум, Душа. Но эти категории у Ямвлиха еще более усложняются и дифференцируются. Так, он делит Единое Плотина на два Единых: Единое, как у Плотина, которое выше всякого бытия, и Единое, которое есть начало всякого последующего, называемое также Благом. Ум также делится Ямвлихом на Ум мыслящий и Ум мыслимый. Душа делится на триады. Два вида Ума он в дальнейшем также делит на триады и т.д. Здесь проявляется ставшая характерной для позднего неоплатонизма схоластичность их построений. У Ямвлиха все эти построения носят явно схематическую форму и проникнуты мистикой. Ямвлих был прозван «Божественным» за внесение в свои философские рассуждения религиозно-мифологических тенденций.
Особенно это проявилось в практической философии Ямвлиха, в которой он стремился восстановить обряды языческой религии и все, что с ней связано. Главное, по мнению Ямвлиха, - это вера в богов. Он придавал большое значение общению с богами, поэтому много занимался теургией (искусство воздействовать на волю богов и вызывать их расположение), мантикой (различные способы гадания), жертвоприношениями, молитвами.
«Божественный» Ямвлих
Ямвлих родился около 240-245 гг. на севере Сирии (Нижняя Сирия, или Келесирия) в г. Халкиде, расположенном на равнине реки Оронт, и происходил из богатого и знатного арабского рода. Само имя философа тоже указывает на его арабское происхождение.
В науке шли споры о точном времени рождения Ямвлиха. Даты этого рождения устанавливали на основании свидетельства Суды о том, что он жил во времена Константина, то есть что его акме падает приблизительно на 320 год, а рождение, таким образом, датируется 280 г. Однако, учитывая не только это свидетельство, но и другие косвенные данные, в частности приезд ко двору Константина после смерти Ямвлиха его ученика Сопатра на церемонию основания Константинополя в 330 г., можно относить год рождения философа действительно к промежутку между 240 и 245 гг., но тогда годом смерти считать приблизительно 325 г.
Спорными оказались не только даты жизни Ямвлиха, но и место его ученичества и сами его учителя, причем выставлялись прямо противоположные точки зрения. Одни считали, что Ямвлих в основном находился в Сирии, где он открыл свою школу, возможно, в родном городе, и выезжал из Халкиды только в Александрию и Рим, где сам обучался сначала у перипатетика Анатолия, а затем у Порфирия. Другие полагали, что Ямвлих получил образование в Александрии, причем указывалось на большие его расхождения с Порфирием (отношение 122к христианству, вопрос о переселении душ, разный подход к учению Пифагора). Современный исследователь Ямвлиха В.D.Larsen, исследуя этот вопрос в своей диссертации, приходит к выводу, что влияние Порфирия в роли учителя не было столь значительным, как полагали раньше (например, Э.Целлер), что Ямвлих действительно ездил к Порфирию в Рим ненадолго, после того как этот последний вернулся из Сицилии после смерти Плотина в 270 г., и что даже со многими идеями Порфирия Ямвлих вначале мог познакомиться по сочинениям философа. Б.Ларсен, учитывая важные свидетельства Евнапия, полагает основным и главным наставником Ямвлиха в Александрии перипатетика Анатолия, который в дальнейшем стал христианином и был даже епископом Лаодикийским. Возникшая в более позднее время вражда Порфирия к христианству не могла быть основанием для того, чтобы взять под сомнение личность Анатолия, сначала философа-язычника, а затем христианина-епископа. Влияние Анатолия как перипатетика особенно ощутимо сказывается на интересе Ямвлиха к точным наукам, его изложении и комментариях аристотелевской «Этики к Никомаху», на его геометрических построениях.
Нет ничего удивительного в том, что Ямвлих получил свое главное образование именно у Анатолия и ни в каком другом месте, как в Александрии, где, с одной стороны, всегда процветал интерес к пифагорейству и где, с другой стороны, находился центр перипатетических исследований, с тех пор как Птолемей Сотер пригласил туда Феофраста. Тенденция Ямвлиха внутренне соотнести и объединить Платона и Аристотеля тоже имела в Александрии свою традицию в лице Аммония Саккаса. В Александрии к тому же были очень тесными контакты между язычниками и христианами, там же Ямвлих мог проникнуть и в глубины египетских таинств. В Александрии обучались знаменитые платоники-сирийцы – Нумений из Апамеи и Никомах из Герасы, тот самый, которого комментировал Ямвлих.
Ямвлих имел свою школу в Александрии довольно долгое время, а затем обосновался в Сирии, о чем свидетельствует Евнапий, упоминая об участии философа в религиозном празднестве в сирийской Гадаре и поездке Эдесия в Сирию на свидание с Ямвлихом. В известной хронике И.Малалы приводится любопытное сообщение о том, что «при императоре Галерии философ Ямвлих учил, обитая в Дафне, до самой своей смерти». Дафна – пригород Антиохии, столицы Сирии. Там как раз и основал свою школу Ямвлих, находясь в окружении многочисленных учеников, которые, по словам Евнапия, разбрелись во все концы, когда философ умер. Насколько это теперь в достаточной мере установлено, смерть Ямвлиха приходится на время около 325 г.
Сочинения Ямвлиха: «Свод пифагорейских учений в 10 кн». (из них дошли: «Жизнь Пифагора», «Протрептик», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики», «О египетских мистериях» (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к «Федру», «Тимею», «Пармениду», «Алкивиаду I», «Федону», «Филебу», «Софисту»; к «Категориям», «Аналитике I», «Об истолковании», «О небе» – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны «О душе» и «Платонова теология».
Источники: