Юнгер Эрнст
Эрнст Юнгер/ Ernst Yunger
Юнгер - Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. — вне зависимости от их политических ориентаций (Хайдеггер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.). |
Юнгер - писатель, мыслитель, один из главных теоретиков немецкой консервативной революции.
Участник Первой (14 ранений, орден «За доблесть») и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацию «культурного атташе» Германии) мировых войн. Пережитое на войне отобразил в книге «В стальных грозах» (1920). В сборнике эссе «Авантюрное сердце» (1929; новая редакция 1938) дал развернутое изложение своих взглядов: гуманистические ценности и убеждения иллюзорны; построенная на них жизнь нереальна, действительность состоит из «трений и столкновений»; в осознанном и вольном противостоянии и участии в «трениях и столкновениях» человек обретет полноту бытия. Подлинной и осмысленной являются лишь жизнь искателя приключений и авантюриста. Политические выводы из этой философии «героического реализма» сделаны в книге «Рабочий» (1932).
Основные проблемы философского творчества Юнгера — связь человека и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозиция мира и войны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую связь индивида с родом, Юнгер трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласно Юнгеру, переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоций как: а) мира сновидений; б) ощущений страха и ужаса, минимизирующих дистанцию между личностью и предожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью. Человек, по Юнгеру, неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство предельно технизировано (индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностях жизни: культ техники выступает и как «высокая» метафизика, и как повседневная этика, полностью подавляющие его самость). Мировые войны ХХ века, по мнению философа, могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского «гигантского индустриального процесса», как ипостась «воли к власти», результирующейся в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов.
Юнгер – теоретик революции
Эрнст Юнгер родился в семье доктора философии Эрнста Георга Юнгера. Отец, имевший докторскую степень по химии, оставил академическую карьеру. и семья переехала в Шварценберг (Саксония), где Юнгер-старший стал владельцем аптеки.
Эрнст Юнгер учился в закрытой школе в Ганновере, откуда в 1913 пытался бежать в Иностранный легион — отец воспользовался дипломатическими каналами, чтобы его вернуть. Вместе с братом, Фридрихом Георгом Юнгером, участвовал в движении «перелетные птицы» Группа была известна как голос недовольной молодежи среднего класса, и ее участие в пеших прогулках по Германии было жестом протеста. По возвращении Юнгер заключил с отцом договор, по которому он должен был закончить свое обучение перед тем, как принять участие в экспедиции на Килиманджаро.
В августе 1914 досрочно сдает экзамены, поступает в Гейдельбергский университет и записывается в 73-й ганноверский полк. Весной 1915 участвует в боевых действиях, после прохождения офицерских курсов командует ротой. Участвовал в сражениях при Сомме. Впервые был ранен в бою под Жилльмоном. Вернувшись на фронт в ноябре, назначается в дивизионную разведку и получает ранение под Сен-Пьер-Ваастом. Был награжден Железным Крестом. В августе 1918 полк предпринимает наступление вблизи Камбре, и, несмотря на окружение, Юнгер сумел избежать плена, за что осенью был удостоен ордена «Pour le mérite».
1921—1923 — офицер в Рейхсвере, работал над новым руководством по подготовке пехоты, читал Шпенглера и исследовал мир демонологии и необычные возможности, предлагаемые различными психоактивными веществами. С 1921 по 1925 в Лейпциге изучает зоологию и слушает философию у Крюгера.
В 1920 году появилась его книга «В стальных грозах», вторая книга «Борьба как внутреннее переживание» (издана в 1922) описывает войну в более широком масштабе, также пишет роман «Буря» В 1925 уходит в отставку, в 1926 оставляет учебу в университете, в 1927 переезжает в Берлин, где завязывает контакты с консервативно-революционным движением . Он пишет статью для национал-социалистической газеты Völkischer Beobachter («Народный обозреватель») под названием «Revolution und Idee» («Революция и Идея»), в которой проповедует революционный Национализм и необходимость диктатуры. Также пишет в «Штандарты», «Арминий», «Наступление». Сотрудничает с Фридрихом Хильшером, Эрнстом Никишем. З августа 1926 он женится, их первый сын, Эрнст, рождается 1 мая 1926, в 1934 рождается их второй сын, Александр Наряду с созданием множества политических очерков для различных журналов, Юнгер привнес большой элемент политики в свои книги о войне. Третье издание «Стальных гроз» было выполнено в стиле радикального национализма, а в книгах «Лесок 125» и «Огонь и Кровь» военный опыт ставится на службу радикальному революционному техницистскому национализму, осмысленному в рамках тоталитарной структуры. Большой очерк «Рабочий» (1932) является кульминацией тоталитарных взглядов этого периода жизни, однако, к тому же времени Юнгер начинает разочаровываться в политике.
После кратковременного увлечения национал-социалистами в 1923 году (посвящение экземпляра «Огня и Крови» Адольфу Гитлеру, который даже назначил встречу с ним, отмененную в последний миг), Юнгер начинает относиться к национал-социализму с растущей дистанцией, отвергая предложения о месте в избирательном списке НСДАП и оскорбительно отзываясь о Геббельсе.
Противодействие попыткам национал-социалистов заявить свои права на получившего к тому времени известность автора книг о войне выразилось и в отказе Юнгера в 1933 году от места в подвергнутой чистке Поэтической академии и обыском Гестапо в его доме. Он пишет собрание очерков «Листки и Камни» (1934), где скрыто критикует расизм нацистов, роман «Африканская игра» (1936), значительно изменяет «Сердце искателя приключений» (1938) и, наконец, создает роман «На мраморных скалах». Этот роман фигурой Главного Лесничего принято понимать как критику нацистского режима. Книга критиковалась за эстетизацию насилия.
На Вторую мировую войну призывается в чине капитана, Юнгер был назначен командиром пехотной роты ХIХ полка. С ноября 1939 по май 1940 года его рота находилась на Западном валу вдоль франко-германской границы, вначале в Грефферне, затем в Иффецгейме. Более того, действия Юнгера сводились лишь к отстраненному наблюдению.
В 1941 году, после периода несения караульной службы со своей ротой в Париже, Юнгер переводится в штаб генерала Отто фон Штюльпнагеля, командующего германской армией во Франции. Юнгер работал в отеле Мажестик, а жил в соседнем отеле Рафаэль. Он отвечал за работу над операцией «Морской лев», занимаясь цензурой писем и отслеживая связи между армией и партией. Зимой он начинает работу над первым черновым вариантом книги «Мир». После публикации в 1942 году книги «Сады и Улицы» и быстрого перевода ее на французский под названием «Jardins et Routes», Юнгер приобретает много почитателей в Париже и сближается с деятелями Сопротивления. Он был знаком со многими участниками заговора Штауфенберга, и только личная протекция Гитлера спасла его от их участи, но из армии он все же был уволен. 19 ноября 1944 погиб его сын, по приговору военного трибунала направленный в дисциплинарный батальон. В 1945 году, стала широко известна книга Юнгера «Мир», сам же он оставался в Кирххорсте. В качестве командира местного народного ополчения он настоял, чтобы его оборванная милиция не сопротивлялась американскому наступлению.
Союзники после оккупации Германии наложили запрет на его издание, который был снят только в 1949 г. В 1950 году Юнгер переселился в городок Вильфлинген в Нижней Швабии. Первые его работы появились вне Германии: «Мир» в Амстердаме в 1946 году, «Поездка по Атлантике»— в Лондоне для германских военнопленных в 1947 году и дневники путешествий «Из золотой раковины»— в Цюрихе в 1948 году. Кроме того, Юнгер отказался заполнить анкету по денацификации, что не ускорило снятие запрета.
В 1949 году военные дневники Юнгера были опубликованы под названием «Излучения» (впоследствии переделывались), также вышел квазифантастический роман «Гелиополь» — в образе Проконсула принято видеть немецкое офицерство, в образе Ландфогта — деятелей НСДАП. Кроме того, интересны описанные технические новшества — первое предвидение GPS и мобильной связи (правда, она была селекторной и осуществлялась на сверхдлинных волнах). В 1950-е годы он занимается эссеистикой, единственным крупным его произведением этого периода явился роман «Стеклянные пчелы», затрагивающий проблемы технологии, надзора. Пишет Эссе «мировое государство». В 1970-е годы Юнгер продолжает много путешествовать и коллекционировать награды в области литературы и культуры. Наиболее заметные работы этого периода: 1970: «Сближение: Наркотики и Опьянение» — автобиографический очерк, суммирующий размышления по поводу его различных опытов с наркотиками, от пивных вечеринок перед Первой Мировой до путешествий в мир ЛСД вместе с Альбертом Хофманом. 1977: «Оймесвил». Рассказ еще об одном фантастическом городе, во многом — продолжение «Гелиополиса». Более того, в нем начинается исследование идей пост-истории и вновь изучаются возможности индивидуума в борьбе за настоящую свободу В 1980-х Юнгер более заметен в качестве общественного деятеля, что несомненно связано с влиянием ХДС в германской политике. Дебаты по поводу «дела Юнгера» вновь разгорелись в 1982 году, когда городской совет Франкфурта решил присудить ему Премию Гёте. В 1984 году он принимает участие в церемонии памяти погибших в двух мировых войнах, в которой также присутствовали Гельмут Коль и Франсуа Миттеран, впоследствие посетившие его в Вилфлингене в 1985 году, когда ему исполнилось 90 лет. В 1990 году издается сборник «Ножницы» — сложная коллекция афоризмов на тему состояния современного/постсовременного мира.
Столетний юбилей Юнгера был отпразднован в 1995 году с большой официальной шумихой. Он договорился о помещении своих бумаг в Архиве германской литературы в Марбахе-на-Некаре, где, с разрешения его вдовы, рукописи, печатные работы и оригиналы дневников доступны для академических исследований.
Источники: