Экономика и бизнес
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС
Скачать в архиве Экономика и бизнес
РАЗГОВОРЧИКИ В СТРОЮ!
Извлечь пользу из разразившегося кризиса могут лишь амбициозные компании, рассчитывающие на стабильный рост, считает директор департамента продуктов и маркетинга ОАО «Ростелеком» Родион Левочка.
— Сегодня
трудно не начать разговор о бизнесе с вопроса, касающегося кризиса.
На «Ростелекоме» он как-то сказывается? Стали ли в
России меньше звонить по «межгороду», например?
— Меньше звонить не стали, и
прогнозов таких у нас нет. Более того: по нашим прогнозам, будет
сохраняться прирост разговоров среднестатистического абонента.
Прирост небольшой, но стабильный — 5—7% в год.
— Но
при этом доля самого «Ростелекома» на рынке
международной и междугородной связи постепенно снижается?
— Это
логично, поскольку с момента либерализации рынка прошло больше двух
лет, и за это время появились новые операторы дальней связи. Хотя,
конечно, мы по-прежнему сохраняем львиную долю рынка — порядка
84% — и намерены сохранять контроль над рынком и впредь. Все
предпосылки для этого у нас есть — и технические возможности,
и качество связи, и абонентская база, с которой мы плотно работаем.
«Ростелеком» уже не та компания, какой была лет пять
назад: мы становимся более прозрачными, более изобретательными в
плане разработки услуг, более активными в их продвижении.
— Более
рыночными?
— Безусловно. Именно
поэтому, кстати, мы сейчас оказались готовы к переменам, которые
несет кризис. Нельзя сказать, что мы его ощущаем во всем, но
некоторые проявления, конечно, заметны. Например, у нас есть услуга
8-800 — «Бесплатный вызов». Большинству россиян
она знакома по огромному количеству рекламы других компаний,
предлагающих своим клиентам «горячие линии» —
консультации или опросы по телефонам, начинающимся с кода 8-800. И
нетрудно заметить, что значительная доля такой рекламы еще недавно
приходилась на банковский сектор: это «горячие линии»
ипотечных программ, различных банковских продуктов и т.п. Но
снижение деловой активности наиболее заметно именно в банковском
секторе, и это напрямую сказывается на востребованности услуги
«Бесплатный вызов».
Однако мы еще
в начале года пришли к тому, что эту услугу надо уводить из сектора
крупного бизнеса и адаптировать к бизнесу среднему и
малому…
— Ориентировались
на будущий кризис?
— Не совсем.
Просто очевидно было, что список крупных корпоративных клиентов,
имеющих интересы на всей территории страны, небесконечен, и надо
искать другие возможности для продвижения услуги.
— Например,
предложить ту же услугу и физическим лицам…
— Это
мы планируем сделать в будущем году, сейчас мы работаем над ее
адаптацией для новых категорий потребителей.
— Но
это будет услуга в высшем ценовом секторе?
— Нет.
Стоимость услуги очень вариативна, зависит от множества факторов, но
она может быть и весьма доступной — скажем, от $20 в месяц.
Это зависит от того, кто и сколько будет вам звонить. Ведь номер
8-800 можно зарегистрировать хоть для рабочей надобности, хоть для
личной — для звонков близких людей, для которых вы всегда
должны быть доступны, чьи звонки вы готовы оплачивать. И мы сейчас
работаем над тем, чтобы сделать услугу максимально простой в
управлении для пользователя. Чтобы человек сам мог
зарегистрироваться на нашем сайте, выбрать себе номер, подключить
услугу, установить лимиты по бюджету (скажем, не более $50 в месяц),
если надо — по количеству абонентов (можно сформировать список
из нескольких номеров, с которыми у вас будет связь), сформировать
маршрут переадресации звонков — на рабочий, домашний,
мобильный телефоны в зависимости от времени суток, дней недели и
т.д. При этом мы стремимся свести к минимуму необходимость
персонального контакта клиента с представителями компании и сделать
управление услугой максимально доступным для него
самого.
— Значит ли это, что вы
полностью сосредотачиваетесь прежде всего на ритейле?
— Нет,
конечно. Мы продолжаем развиваться и в других сегментах, например, в
сегменте крупных корпоративных клиентов, строим VPN — частные
корпоративные сети. В первую очередь это касается компаний и
организаций, представленных на территории всей страны, — это
логично, поскольку мы сами имеем федеральное покрытие, располагаем
федеральной сетью.
При этом надо понимать, что
VPN — это не всегда корпоративная сеть в обычном понимании:
корпоративная база данных, корпоративная почта, корпоративная
телефонная сеть и т.п. VPN — это база, на которой строятся
уникальные сервисы.
— Можете
привести пример?
— Из самых
экзотичных, скажем, проектов — это проект в рамках ГАС
«Правосудие»: мы строим сеть видеоконференцсвязи для
российских судов. Для отечественной системы правосудия это новые
уникальные возможности. В стадии разработки находится еще один
проект — совместно со Службой исполнения наказаний. Это
система видеосвиданий для исправительных учреждений. Страна у нас
большая, осужденные нередко отбывают наказание за тысячи километров
от дома и годами не видят родных. Видеосвидания частично решат эту
проблему.
— У вас много клиентов
среди государственных организаций?
— Да,
конечно. Мы сотрудничаем давно — еще с тех пор, когда были
единственной компанией дальней связи в стране. Не надо забывать, что
контрольный пакет нашей компании принадлежит государству, и на нас
помимо обычной рыночной нагрузки лежат серьезные социальные и
государственные обязательства. В том числе — обязательства в
части обеспечения информационной безопасности и обороноспособности
страны. В силу этого мы обслуживаем практически все органы
государственной власти, все крупные государственные институты.
— Не так давно вы озвучили
достаточно амбициозные планы по развитию магистрального Интернета…
— Да, мы намерены получить
порядка 41% рынка магистрального Интернета к 2013 году. Сейчас наша
доля уже составляет около 20% рынка, а в этом году мы приобрели
оставшийся пакет одного из крупнейших магистральных
интернет-провайдеров «РТКомм.ру» — теперь компания
принадлежит нам на 100%, и совокупная доля по группе компаний,
конечно, заметно выросла. Так что, я думаю, 41% через пять лет —
вполне достижимая цель.
У нас большие планы по
строительству сетей широкополосного доступа в России. За пять лет мы
планируем построить сети в 35 крупнейших городах. И если сейчас мы
работаем в плане Интернета в основном с провайдерами, операторами,
то в будущем выйдем и на конечного потребителя.
— Конкуренция
в крупных городах достаточно высока…
— А
мы достаточно конкурентоспособны. Кроме того, мы готовы покупать
операторов достойного уровня. Проблема только в том, что таких найти
чрезвычайно трудно.
Если говорить о работе с
конечным пользователем, то мы стремимся уйти от системы, которая
существует сегодня, когда один оператор предоставляет тебе Интернет
дома, второй — беспроводной доступ где-нибудь в городе, третий
— междугородную связь, и для каждого оператора у клиента
отдельный логин и пароль, и у каждого — свой лицевой счет, с
каждым — свои отношения… Мы стремимся пакетировать
услуги, предлагать сразу полный набор: проводной доступ,
беспроводной доступ, дальняя связь и т.п.
В
нашей стране проблема состоит в том, что спрос на Интернет высок и
доступ вроде бы обеспечен, но каково его качество?.. Низкие скорости
и низкое качество связи не позволяет развивать многие современные
услуги. Поэтому страна нуждается не столько в Интернете вообще,
сколько в Интернете высокоскоростном.
Вот за
предстоящие пять лет мы планируем не только построить в крупнейших
городах сети широкополосного доступа, но и ввести новые традиции
обслуживания и новое качество связи — ибо в большинстве
российских регионов высокоскоростного широкополосного доступа
по-прежнему не существует.
— «Ростелеком»
вернулся к идее пятилеток?
— «Ростелеком»
пришел к стратегическому планированию. Это немаловажно, поскольку
первый этап адаптации к новым условиям уже завершен, и сейчас пришло
время планировать будущее развитие, формулировать цели и добиваться
их.
Антон Макеев